Press "Enter" to skip to content

Илья Гальчук, агентство «Дружина»: как распознать плохого детектива

Илья Гальчук – генеральный директор детективного агентства «Дружина». Агентство получило свое название по наследству от охранной фирмы, которая открыла детективное направление. Теперь это самостоятельная структура, состоящая из прошедших проверку временем специалистов. Илья согласился раскрыть некоторые подробности своей работы и рассказать о том, как правильно выбирать частного детектива.

По словам руководителя «Дружины», без специальной подготовки идти в детективы бессмысленно. Тут важно даже не умение вести оперативные действия в понимании сотрудников полиции, это запрещает закон. Важны рабочие навыки, выработанные за время службы в органах.

Илья Гальчук: О том, как попадают в этот бизнес. Я не знаю никого, кто бы что-то из себя представлял и при этом не имел опыта работы в каких-то службах, уголовном розыске, УБОПе, ОБЭПе. У них есть то, что называется оперативной смекалкой. Быстрое реагирование на резко меняющиеся обстоятельства, работа на улице, работа с людьми.

 

Детективное агентство Дружина
ДА «Дружина»: http://druzhina-spb.ru/

Как работает «детектив здорового человека»

В агентство как-то обратилась женщина, у которой пропала мать. Дело осложнялось тем, что у пропавшей были психические трудности, социальная дезадаптация. Внезапно она села на велосипед и уехала в неизвестном направлении, подняв панику в семье. Женщине с трудом дается даже простая коммуникация, вряд ли она сможет спросить у кого-то дорогу. Паспорт гражданка с собой не взяла, денег тоже нет, ситуация опасная. И тут уже вопрос законности опроса населения отходит на второй план, нужно спасать человека и действовать незамедлительно.

Сразу налаживается взаимодействие с местным отделом полиции, где нужно каким-то способом повлиять на дежурного, загруженного другой работой. Донести до него срочность и важность вопроса. Следующим пунктом идет перебор списка больниц, травматологических учреждений, моргов и других заведений, которые нужно опросить. Неподготовленный человек в такой ситуации теряется и не знает, что делать. Поэтому его усилия нужно направлять, заодно успокаивая остальных родственников.

Сотрудники агентства дежурили на дорогах и катались по маршрутам местных автобусов, опрашивая кондукторов и расклеивая листовки. Через сутки нашелся мужчина, который отзвонился по одной из ориентировок и сказал, что только что видел кого-то похожего. Туда направили полицию и нашли замерзающую женщину, после чего сразу увезли в клинику.

Илья говорит, что в поиске пропавших сильно помогают волонтерские отряды, с которыми они плотно сотрудничают. В своей группе «Дружина» регулярно делает репосты организации «Питер поиск», помогая распространять информацию о пропавших детях


Весь этот комплекс действий невозможно проделать самостоятельно. Его нельзя доверить дилетантам, когда речь идет о жизни и смерти. Такими случаями должны заниматься профессионалы. И тут начинаются сложности, потому что отличить грамотного детектива от шарлатана не всегда просто. Мошенники как раз умеют быть убедительными, производить впечатление на неподготовленных людей.

Как работает «детектив курильщика»

Триумф-инфо: Так каким образом можно отличить специалиста от того, кто им прикидывается? С каким случаями мошенничества вы сталкивались?

Илья Гальчук: Одна из основных проблем нашего бизнеса – то что в этой области много случайных людей. Которые пытаются просто заработать, схватить сейчас, а дальше посмотрим. Есть люди, которые думают, что это легкие деньги. И вместо работы сочиняют басни, изображают бурную деятельность.

Например, мне клиент рассказывал, как ему собирались искать угнанную машину. Проверять известные места разборки и гаражи. «Мы знаем порядка 20 отстоев, где угонщики отстаивают машины», – сказали они. Если пол города знает, где угонщик отстаивает машины, значит это очень плохой угонщик. Зачем им привозить машины в одни и те же локации? В Ленобласти куча мест, где можно хоть крейсер спрятать, его никто не найдет. Если вам обещают проверить «отстойники» и скупки – это сразу мошенничество.

Та же история с гаражами. Ну привезут туда авто с перебитым номером, поставят в гараж, оформленный на пятое лицо. Сторож, который там сидит, понятия не имеет кто это заезжает. В машину ставят глушилку, со всех устройств и маяков она пропадает, стоит в гараже две недели. Как ее можно найти?

А самый восхитительный случай был, когда человеку за серьезную сумму пообещали нанять вертолет и облететь Ленобласть в поисках машины. Говорили, что помогает в 80% случаев. Он поверил, заплатил и получил несколько фотографий зеленого массива, сделанных с коптера. «Ну не получилось», – сказал исполнитель. Гарантий ведь не было.

То есть человек сначала попадает в неприятную ситуацию с угоном, а потом с него еще сверху снимают за несуществующие услуги. И он пойдет всем рассказывать, что детективы – фуфло и мошенники.

Триумф-Инфо: Как профессиональное сообщество противодействует таким деятелям?

Илья Гальчук: Была история, в которой человек не понимал, чем он занимается. Называл себя детективом, не имея даже общего представления о профессии. Я в своей деятельности трижды с ним сталкивался. В одном эпизоде заказчик искал могилу родственника, обратился к этому псевдо-детективу. Тот рисует надгробие в фотошопе, отправляет картинку с выдуманным адресом на электронную почту и ставит заказчика в черный список.

Заказчик звонит нам, но сразу говорит, что предоплаты никакой не даст. И рассказывает эту историю. Он не доверяет, но понимает, что другого способа нет. Теперь все детективное сообщество в его глазах выглядит негативно. А сообщество, защищаясь от таких историй, самоорганизуется. Это пока единственный рабочий вариант для нас.

Самый успешный пример такой самоорганизации – это МОД (Международная Ассоциация Детективов – прим. ред.), который выполняет главную функцию, на мой взгляд. Фильтрует лишних и систематизирует тех, кто действительно работает.

К сожалению, законного способа прямо воздействовать на мошенников пока не существует. Законодатели смешивают в кучу охранную и детективную деятельность, не понимая, как она на самом деле устроена. Нет единого реестра лицензированных детективов, по которому можно бы было проверить человека, или исключить из-за жалоб (как у адвокатского сообщества). «Мы пока можем только своими силами выдавливать псевдо-детективов и мошенников. Но стремимся к тому, чтобы такой реестр появился», — говорит Илья.

Как вычислять плохих детективов

Обязательный набор действий:

  1. Проверить наличие лицензии хотя бы у одного представителя агентства. Обычно они вывешены на сайте, если нет, их всегда можно запросить. Проверьте в интернете, как должен выглядеть образец.
  2. Обзвонить несколько агентств, которые работают давно. Выяснить детали у каждого, рассказать решения, которые вам предлагают в других местах и попросить обратной связи.
  3. Запросить типовой договор, где прописаны сроки, стоимость, конфиденциальность и перечень действий. При передаче денег – подтверждающие документы (чеки, бланки строгой отчетности).
  4. Изучить сайт на предмет невыполнимых услуг.

Например, стопроцентно выявить прослушку в современных автомобилях невозможно. Ни один детектор не отличит работу штатного узла в электронике от работы стороннего устройства. Запись на том же маяке может храниться локально, а потом отправляться одним пакетом. Следовательно, в момент поиска «утечки» никаких посторонних сигналов не будет видно. Если кто-то предлагает выявление прослушки в машине с гарантией, значит там работают дилетанты либо мошенники.

Триумф-Инфо: А в каких случаях детектива могут привлечь за превышение?

Илья Гальчук: Если захотеть привлечь, это почти всегда можно сделать. Но в основном проблемы случаются тогда, когда путают детектива и «решалу». Когда обращаются для того, чтобы «сходить договориться». Это распространенная история, но она не имеет никакого отношения к детективной работе. И желающие идти по пути «решалы» не должны удивляться, что рано или поздно их найдут за что прихватить.

Триумф-Инфо: Что надо добавить, убрать и переделать в законодательстве, чтобы оно наконец заработало?

Илья Гальчук: Все надо убрать, переделать и заново добавить. И тут я не жду инициативы сверху, в первую очередь нам самим нужно организовываться и говорить, что мы хотим видеть. А мы хотим видеть понятные вещи: возможность наказывать провинившихся, как у адвокатов. Лишать лицензии. Мы хотим общий реестр. Иметь законный доступ к каким-то информационным ресурсам. Отслеживаемый по идентификатору, с ограничениями, но на законных основаниях. Чтобы не приходилось искать варианты «по знакомству», это сейчас полностью теневой рынок. Но если будет контролируемый доступ, у проверяющих инстанций появится возможность узнавать, кто какую информацию запрашивал. Если это приведет к преступлению, не придется поднимать отдел «К» или ФСБ, появится больше прозрачности.

Во многих городах, даже региональных центрах, вообще нет частных детективов. Хотя спрос огромный, Илья говорит, что сам не раз ездил в Петрозаводск на заказы. Рынок кричит о том, что на него пора обратить внимание. Люди так или иначе хотят решать свои проблемы, вопрос лишь в том, кто и как их будет решать. Сейчас все происходит «под покрывалом», но серьезные участники стремятся легитимировать теневые области. Чтобы профессионалы могли работать по закону. Тогда отрасль будет развиваться и грамотно удовлетворять потребности населения, которому не придется прибегать к услугам мошенников.

А детективы, в свою очередь, готовы работать в связке с полицией. Государство недавно пришло к решению, что может покупать информацию о разыскиваемых преступниках у населения. Но механизм этот до сих пор никто не понимает. Проблему можно бы было решить, переложив часть работы на сыщиков и оставив за полицией оформление процессуальных моментов. Детективное сообщество созрело для преобразований, теперь дело за законодателями и соответствующими структурами.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»