Press "Enter" to skip to content

Агент Пинкертона. Эволюция частного сыщика в США

Национальное детективное агентство Пинкертона — полулегендарная организация, в истории которой мифов не меньше, чем правды. Созданное предприимчивым бондарем Аланом Пинкертоном в 1850 году, агентство проявило себя не только как успешное частное предприятие, но и как организация, заложившая фундамент для американской традиции частного сыска. 

Личность основателя агентства раскрыта довольно подробно, поэтому мы не будем сильно останавливаться на ней. Вы можете посмотреть прекрасный выпуск «Гениев и злодеев» об Алане Пинкертоне, либо найти хороший биографический текст — благо жизнь этого частного сыщика не покоится под грифом «совершенно секретно», и материалов о нем очень много.

Алан Пинкертон

Нам же, интересно рассказать о том, кем был среднестатистический сотрудник агентства Пинкертона, и что вообще представляло из себя агентство. Мы поговорим об условиях его зарождения, о методах работы, о крупных делах, а также о закате организации. 

И начнем мы с общественно-политической обстановки в США, которая позволила Алану создать сыскное агентство.

США в конце XIX века: минимум государства – максимум свободы

Соединенные Штаты Америки, даже после столетий от своего основания, остаются государством молодым, базирующиеся на принципах, которые были заложены еще «отцами-основателями». Главный принцип можно описать в одном предложении, а именно: «государство не должно лезть в частные дела людей».

Недоверие к федеральному правительству и законам, государственному регулированию и любому вмешательству в дела штата, отдельного города, или даже семьи со стороны властей – знаковая черта менталитета американца второй половины XIX века.

«Когда народ боится правительство – это тирания; но когда правительство боится народа – это свобода» – Томас Джефферсон, отец основатель и третий президент США.

Поэтому никаких особых государственных нормативов в детективном деле фактически не было, а любой частный детектив обладал ровным счетом таким же набором возможностей, что и полицейский. Если в 1850 году у вас была пушка (а она была у каждого, ведь «Бог создал людей, а полковник Кольт сделал их равными»), навыки боя и слежки, а также желание работать частным детективом, то только ваша удача и способности действительно играли важную роль, но никак не желание чиновника дать вам лицензию.

Распоряжение убивать воров и грабителей

Первый офис детективного агентства Пинкертона открылся в Чикаго. В середине XIX века это был уже важный город с быстро растущей численностью населения (от 4 тысяч человек в 1840 году до 30 тысячи человек в 1854 году), но на момент открытия агентства в городе работало всего лишь 11 полицейских – столько же людей работало у Пинкертона. Можно сказать, что небольшой штат полиции позволил «пинкам» уже на старте закрепиться в расследовательской нише.

В дальнейшем, офисы Пинкертона открываются по всей стране – такое расширение позволило выйти на предельно иной уровень результативности поимки преступников, ведь правительства штатов в XIX веке мало интересовались друг другом, любому грабителю или убийце достаточно было пересечь границу штата, чтобы избежать наказания, но, с тех пор как детективное агентство стало федеральным, бежать преступникам оставалось только в другую страну. 

Офис в Нью-Йорке

К счастью, исполнительная власть не сильно противилась конкуренции, ведь детективы фактически брали на себя часть их обязанностей, лезли туда, куда никакой полицейский полезть бы не согласился – разумеется делалось это за деньги, но именно коммерческая и частная составляющая вопроса позволила индустрии зародиться.

Если бы правительство США в XIX веке было бы «большим», то вряд ли кто-нибудь знал об удивительно увлекательных похождениях агентов Пинкертона, которые выражались в борьбе с преступностью, разведке в тылу врага, и даже в спасении  президента от пуль заговорщиков.

Агент Пинкертона: кто он, методы работы, примеры

Если смотреть на детективное сообщество XIX века, то мы нередко встречаем не только бывших полицейских, но даже  бывших преступников. Знаменитый французский сыщик Эжен Франсуа Видок одобрил бы такой подход, ведь он сам считал, что лучшим детективом может быть только преступник. Его знаменитая фраза «только преступник может побороть преступление» красноречиво говорит об этом. Но Пинкертон вряд ли бы согласился со своим французским коллегой.

Эжен Франсуа Видок

По его мнению, связь с преступным миром помогала в раскрытии преступлений, но она точно не помогала с заказчиками, а когда вы играете в конкуренцию, то надо чем-то отличаться от тех, кто дышит вам в спину.

В полиции тоже были свои проблемы, о которых Пинкертон знал из собственного опыта, проработав там некоторое время, – жуткая коррупция и нежелание вставать из теплого кресла, чтобы отправиться на опасное задание, подставив себя под пули, послужили причиной ухода Пинкертона из полицейских.

Таким образом, первые агенты Пинкертона, занимающиеся местными делами, были людьми незапятнанной репутации и большой отваги. Среди них не было преступников, среди них не было «профессионалов». Пинкертон запрещал своим сотрудникам курить, пить, играть в азартные игры.

Зато он активно знакомил агентов с преступным миром. Для этого была создана шикарная и не имеющая аналогов в стране картотека, куда постоянно вносились подробные описания преступников, их род деятельности, индивидуальный почерк, а также фото и портреты. Это было настоящей инновацией в мире охотников за преступниками. Позже, ФБР возьмет картотеку Пинкертона в качестве примера того, каким должен быть подход при создании «картотеки здорового человека». 

И речь идет не только о том, что с её помощью «пинки» быстро находили преступников-рецидивистов. Главная польза детальных описаний преступников заключалась в том, что схожие преступления с завидной частотой имели одну и ту же структуру. Грубо говоря, агент Пинкертона, имея на руках десять схожих случаев ограбления табачной лавки, которые были раскрыты ранее, был гораздо эффективнее, чем полицейский, который впервые сталкивался с таким делом.  Поэтому мы можем сказать, что частные детективы легендарного агентства не боялись бумажной работы – она была частью их успеха.

Не последнее место в списке достоинств агента занимали актерские таланты. Полицейские XIX века действовали топорно, чего не мог позволить себе агент Пинкертона, ведь он отвечал перед заказчиком – провал операции прямым образом ударял по кошельку агента. Поэтому «пинки» первыми в США начали практиковать «внедрения». Они притворялись клиентами фальшивомонетчиков, чтобы поймать их с поличным, они изображали из себя заключенных, чтобы разговорить преступника, и они даже проникали в ряды бастующих рабочих.

Касаемо последнего, то большой интерес представляет проникновение агента Пинкертона в секретное общество «Молли Магуаерс», которое представляло из себя влиятельную и опасную формацию шахтеров ирландского происхождения. Агентам Пинкертона удалось собрать доказательства причастности членов общества к целой серии серьезных преступлений, среди которых нашлось место даже убийствам. В конечном итоге, «Молли Магуаерс» были уничтожены, не обошлось без виселицы.  Примечательно, что, вдохновившись этой историей, Артур Конан Дойль написал «Долину ужаса» – великолепную повесть из цикла произведений о Шерлоке Холмсе, в которой агент Пинкертона представляет как один из положительных персонажей, пускай и нелегкой судьбы.

Во время Гражданской войны Севера и Юга (1861–1865) агентство Пинкертона работало на янки, противников рабства, а не на дикси – южан-плантаторов. В этом большую роль сыграло личное знакомство главы агентства с Авраамом Линкольном. «Пинки», рискуя жизнями, отправлялись в тыл врага, чтобы снабжать армию важными стратегическими данными о расстановке сил и готовящихся нападениях южан. Некоторые из агентов были раскрыты и казнены, но их подвиги забыты не были.  

Алан Пинкертон, Авраам Линкольн и генерал Джон МакКлернанд во время битвы при Энтитеме.

Закат

В целом, агенты Пинкертона отлично работали с правительством США, и не только во время гражданской. Их репутация крепла, ведь еще до войны, «пинки» провели прекрасную операцию по спасению Авраама Линкольна от заговорщиков. Да, мы знаем из истории, что Линкольна все равно убили, что это было в театре во время постановки «Наш американский кузен», а убийцей был Джон Бут – секретный агент Конфедерации. Но в то время злые языки говорили, что никакого заговора изначально не было, а все россказни агентов Пинкертона являлись дешевым пиаром. Смерть президента доказала полную несостоятельность обвинений против частного агентства, а поимка Джона Бута, которая не обошлась без агентов Пинкертона, доказала эту несостоятельность во второй раз.

Однако, роман с государством окончился плохо. Анти-Пинкертонский закон, принятый в 1893 году, послужил началом конца. Закон ограничивал возможности правительства нанимать частных подрядчиков в области сыска. Он также запрещал занимать любую государственную должность, находясь в статусе агента Пинкертона. Это был удар по отрасли, однако, не смертельный, ведь бизнесмены по-прежнему нанимали «пинков», особенно когда речь шла о крупных фабричных предприятиях, где были сильны позиции профсоюзов, нередко шантажирующих владельцев бизнеса.

Сам конфликт правительства с агентством Пинкертона был прогнозируем. Чем больше растет государственный аппарат в области сыска и расследований, тем меньше простора у частных игроков в отрасли. Это справедливо для любой сферы деятельности человека, и даже свободолюбивые американцы не всегда могут противостоять усилению государства.

В конце концов, золотой век агента Пинкертона заканчивается приблизительно в 40-х годах XX века. Конфликт с рабочими профсоюзами серьезно ударил по репутации агентства, ведь общество жалеет больше «простых рабочих», чем наемников «злых капиталистов», а реформы полиции и создание ФБР, привели к невозможности плодотворной работы над делами уголовного толка.

Таким образом, с каждым десятилетием XX века агентство все больше уходило в сферу охранных услуг. И сегодня, если вы зайдете на сайт национального детективного агентства Пинкертона, то не обнаружите там той организации, которая участвовала в войнах, формировала полицейские отряды, шпионила за профсоюзными лидерами, ловила преступников. Вы обнаружите бренд, выкупленный шведской компанией, но этот бренд все равно является частью великой истории – и пускай в ней есть темные пятна, но мы должны ценить её, ведь именно в XIX веке в Соединенных Штатах Америки «пинки» заложили принципы частного сыска.

Агентство Пинкертона
Съезд агентства Пинкертона в 2013 году

Автор: Иван Калягин

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»