Press "Enter" to skip to content

Михаил Лидин: «Экстрасенсгейт»

Михаил Лидин – блогер-расследователь из отряда скептиков. Сооснователь «Премии Гудини», которая обещает 1 миллион рублей каждому, кто сможет продемонстрировать паранормальные способности в рамках корректно поставленного эксперимента. Широкую известность Михаил получил благодаря разоблачениям экстрасенсов и соответствующего шоу на ТНТ.  24 ноября вышло его очередное расследование «Экстрасенсгейт», которое заглядывает за кулисы «магической» телевизионной кухни. В связи с этим, мы поинтересовались у автора, как строится работа над подобными разоблачениями.

– Ты делаешь весь контент (сбор фактов, съемка, монтаж) сам, или что-то на аутсорсе? Сколько получасовой сюжет отнимает времени?

– В основном, сам. Но бывают исключения. Первую часть Эксрасенсгейта мне помогали делать люди из команды SciOne: редактура сценария, съемка, полностью монтаж и звукорежиссура. Графику в виде схем делал мой приятель Михаил Пашков. Всех, кто работал над роликом, я указал в титрах. Вторую часть Экстрасенсгейта практически полностью делал я сам. Только графику и заставки делал фрилансер. Вторую часть я делал довольно долго, с перерывами. Если пересчитать в чистом времени — месяц.

Это в первую очередь хобби или заработок? Можешь раскрыть математику, себестоимость производства, доход с партнерки, рекламы?

Выпуск видео на Youtube — вторая работа. По доходам точно не скажу, они не высоки. На скромную жизнь одного человека на окраине Москвы, наверное, хватило бы.

Делаешь посев, или все просмотры с подписчиков и алгоритмов ютуба?

Никак специально не продвигаю. Разве что, оповещаю знакомых видеоблогеров с аудиторией.

Опиши сам процесс – сначала появляется общий сценарий, потом под него собираются данные? Или сюжет составляется по мере погружения в тему?

– Сначала, нужен первичный материал — основа. Например, наводка от информатора-инсайдера может дать направление. Затем начинается проверка и сбор новых сведений. Если информации достаточно и она подтвердилась, пишу сценарий. Примеры видео с такими расследованиями: https://youtu.be/jP0rf_cXc1U, https://youtu.be/ELAQ_eTLU4w

Хотя, не всегда все начинается с наводки. Например, материал для одной из следующих частей Экстрасенсгейта, которую еще предстоит выпустить, я накопал, когда начал составлять список магических центров, в которых вели приемы участники Битвы экстрасенсов до или после участия в телешоу. Я обнаружил несколько неожиданных моментов, когда выяснил, кто стоит за организацией и продвижением таких центров.

Как происходит фактчекинг? Часто приходится отклоняться от начальной задумки из-за новой информации?

– Фактчекинг, в первую очередь, это проверка источников. Если это информатор — бывший редактор Битвы экстрасенсов или сотрудник центра с экстрасенсами, сперва стоит убедиться, что он действительно тот, за кого себя выдает. Если информация находится в интернете, нужно находить другие источники, которые подтверждают эту информацию. К примеру, сообщения на форумах могут быть полезными, но не всегда. Некий экстрасенс принимал в центре X и обманул клиента. Нужно перепроверить, зайти в вэбархив сайта того центра и найти там этого экстрасенса. Затем стоит перепроверить по другим источникам, действительно ли такой экстрасенс принимал в этом центре. Иногда можно найти видеосвидетельства — пожалуй, один из самых ценных пруфов для видеоконтента. Также что-то можно проверить через соцсети. Желательно поискать пострадавших. Их может быть много, но найти тех, кто готов открыто говорить о том, как его обманули, не просто. Особенно, если прошли годы. Даже, если такой человек нашелся, иногда просто банально не получается согласовать расписание. Человек может быть занят, он может жить в другом городе или не способен по каким-то причинам выйти на связь. Это приводит к отклонению от плана.

– Экстрасенсы сопротивляются? Прилетают угрозы, страйки и т.п.? Какой был самый любопытный случай?

– Активного сопротивления я не заметил. Был случай, когда один колдун угрожал наведением порчи и судом в комментариях, а затем физической расправой по телефону. Хотя с расследованием это не было связано. Знаю также, что многие медийные ясновидцы и маги опасаются встречаться со мной на публичном поле. Недавно меня пригласили на дебаты. По плану оппонентом должен был выступить какой-нибудь финалист или победитель Битвы экстрасенсов, либо участник другого мистического телешоу. Продюсеры предлагали выступить Александру Шепсу, Константину Гецати, Дардо Кусто, Владу Кадони, Исе Багирову. Все отказывались, как только узнавали от продюсеров, что оппонентом буду я.

Какая у таких сюжетов конечная цель? Предупредить, обвинить, исследовать?

– Предупредить — в первую очередь. Показать широкой аудитории, что медийный образ экстрасенсов, который они стремятся поддерживать в СМИ — миф. Так же моя задача — выявление любых других паранормальных заблуждений. Я убежден, что критическая информация должна циркулировать в информационном пространстве. Для этого информацию нужно активно представлять к публикации. Пусть, даже охват не такой, как у федерального ТВ, но есть шанс, что кто-то из целевой аудитории эту информацию обнаружит и задумается. Вторая цель — обратить внимание на проблему. Многие не воспринимают всерьез мистические телепроекты. Хотя такие телешоу формируют убеждения и для многих являются авторитетом. Некоторые масс-медиа сегодня выступают в роли рупора различных суеверий. От этого страдает общество в целом, а порой — конкретные люди. Пример: выпуск Битвы экстрасенсов о Викторе Коэне. Тогда самые сильные экстрасенсы сезона объявили Виктора Коэна невинно осужденным, хотя его вина доказана в суде. Люди после этого выпуска бежали подписывать петицию в защиту Коэна. Есть и обратный случай. В одном из выпусков «Экстрасенсы ведут расследование» слова шаманки поломали человеку жизнь. Ясновидящая заподозрила Романа Ксенофонтова в убийстве и пропаже жены. Реальных доказательств вины Романа нет. Но после выхода передачи в эфир череповчанин лишился работы, а его дочь травили в школе.

Какой результат есть по факту? Что пишут зрители, участники сюжета?

– Я получаю много откликов. Небольшая часть из того, что приходило в личку, собрана здесь. Можно почитать также комментарии к видео — сообщения о том, как человека удавалось переубедить с помощью моих видео. Возможно, это спасло кого-то от роковых ошибок, вроде обращений к целителям и ясновидящим. Хотя есть и те, кто принимает информацию критического плана в штыки. Таким людям слишком больно пересматривать уже сформированные верования в паранормальное.

– Поступают ли предложения на заказные сюжеты? Разобрать какую-то персону или организацию. Как реагируешь?

– Люди часто предлагают разобрать какую-то конкретную тему или конкретного деятеля. Деньги предлагали пару раз. Впрочем, нельзя считать такие предложения серьезными. Я не работаю по заказу, а занимаюсь только тем, что мне кажется интересным и актуальным.

Зачем предупреждать будущий объект расследования («Волшебная Сила») о том, что ты собираешься его разоблачать?

– По «Волшебной силе» основной материал уже собран. Было интересно проверить реакцию. После выхода Экстрасенсгейта с сайта центра убрали упоминания о Наталье Воротниковой и других участниках Битвы экстрасенсов. А ведь именно Воротникова, как победитель первой Битвы экстрасенсов, много лет была магнитом для клиентов в центр.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»