Press "Enter" to skip to content

Электронное досье на граждан — цифровой ГУЛАГ или удобство?

Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Его быстро назвали «сбором общего досье на граждан» и билетом в «цифровой концлагерь». Давайте разберемся, что на самом деле происходит.

Суть идеи и содержание законопроекта

Подробное содержание описано в статье на habr.com по ссылке выше. Номер законопроекта для ознакомления: № 759897-7.

Регистр будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство, семейное положение и так далее. Ниже полный список.

Сведения о физическом лице

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения — иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • дата смерти;
  • место рождения;
  • место смерти;
  • пол и в случае его изменения иной пол;
  • сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
  • гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
  • сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
  • сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о его выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).

Идентификаторы

  • записи акта о рождении;
  • записи акта о смерти;
  • документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
  • документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;
  • сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
  • сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  • сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведений о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных на нем состоять;
  • сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  • сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
  • документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, ученого звания;
  • учётной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Заметим, что электронное досье в единой базе не содержит номера телефона, автомобиля и адреса проживания гражданина.

Фактически, все те данные которые сейчас разбросаны по разным реестрам и ведомствам, предлагают собрать в одну базу и отдать ее обслуживание ФНС. Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года.

Реакция СМИ и общественности

Сразу после публикаций о новом законопроекте, в сети появились критические разборы и комментарии. В основном критики ссылаются на поспешность в принятии столь важных законов, на принудительный характер сбора данных (который противоречит конституции) и на плохо проработанную безопасность, увеличивающую риск утечки данных. По этой же причине похожий законопроект о «цифровом профиле гражданина» уже ранее был забракован ФСБ.

Некоторые идут еще дальше и рассуждают об угрозе для национальной безопасности, мол объединенные в один реестр данные о гражданах — удобная площадка для работы иностранных спецслужб. Не говоря уж о мошенниках и криминале, которым такая база заметно упростит сбор сведений для преступных целей.

Реальные риски и преимущества

При этом многие комментаторы приняли новость с энтузиазмом: «наконец-то все данные сведут в одном месте, не нужны будут десятки справок и бумажек!» В действительности, шаг ожидаемый и закономерный, рано или поздно идея «электронных паспортов», содержащих все данные о гражданине, станет повсеместной нормой. Но насколько оправданы замечания, которые выдвигают текущей версии законопроекта?

Безопасность хоть и является самым слабым звеном в этой затее, но принципиально расклад сил не меняет. Все те данные, которые предлагается занести в реестр, злоумышленники и так могут получить через «пробивы» на теневых рынках. Разница лишь в том, что в данном случае им придется совершать меньше действий. Если сейчас налоговая сливает только информацию по имуществу граждан, то теперь будет предоставлять еще сводку из других ведомств. О правомерности сбора данных и бюрократических моментах говорить не будем, т.к. они в реальности мало на что влияют. В современном мире почти любая информация, даже из секретных источников, продается и покупается. А выгрузка обычных персональных данных давно стала обыденностью, которую законодательные запреты и «усиление мер» побороть не в состоянии. Максимум чего можно добиться — увеличение стоимости операций.

Угрозу стоит искать в другом месте. Стоит учитывать китайский опыт и то, что предлагаемый агрегатор будет аналогом социального рейтинга, где собрана вся активность гражданина под общим идентификатором. А это значит, что можно ожидать манипуляций с его редактированием в ту или иную сторону. Одно дело — исправлять сведения о человеке в десятке разных, независимых баз и совсем другое — подкрутить что-то в едином центре, который администрируют обычные чиновники, не обученные работать с секретными документами и охраняемыми тайнами. Стоит опасаться скорее не увеличения доступности закрытых данных (они и так доступны дальше некуда), а спекуляций вокруг них.

Так что критики законопроекта абсолютно правы, когда говорят что он еще слишком сырой и требует общественного обсуждения с привлечением экспертов. Кому и зачем понадобилась та спешка, которую мы наблюдаем, решительно не понятно.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»