Press "Enter" to skip to content

Если вас или ваших близких взяли под стражу

Эта проблема может затронуть не только нарушителей и криминал, система не застрахована от ошибок. Как происходит избрание меры пресечения, чем отличается ИВС от СИЗО, как можно помочь и не навредить, как не потерять лишних денег и избавить себя от дополнительных сложностей.

Вот грустный пример из практики. Гражданка Беларуси обратилась за помощью в поиске переставшего выходить на связь сына, который приехал в Россию на заработки. У нее было подозрение, что тот находится в местах лишения, но через консульство ничего выяснить не удавалось. Мы устанавливаем изолятор, в котором действительно держали парня по подозрению в краже. Инструктируем мать как себя вести, и начинает разворачиваться история. Родственники пытаются вытащить его своими силами, снова теряют контакт и обращаются с уточнением. А его к этому моменту переводят в психиатрическое отделение из-за попытки суицида. Сообщаем новость, и родня снова пропадает. Когда объявляется в третий раз уже с вопросом «почему приехавший брат не смог его найти?», узнаем, что человека перевели в Степанова-Скворцова (психиатрическая больница в Питере).

Так выбравшийся на заработки парень, под воздействием пенитенциарной системы за несколько месяцев стал психом, попытавшись перед этим покончить с собой. А была ли там на самом деле кража — вопрос открытый.

Теперь к инструкциям

Чтобы различать, где именно содержится подозреваемый, нужно понимать, что ИВС (изолятор временного содержания, он же КПЗ или обезьянник) — это локация, подчиненная МВД для временного пребывания подозреваемых. А СИЗО (следственный изолятор) — учреждение ФСИН (системы исполнения наказаний), отдельного и самостоятельного ведомства со своей структурой. Если первый вариант — просто коробка для передержки, то второй — по сути общежитие для ожидающих суда, более приспособленное к длительному пребыванию. Направляет в них суд по ходатайству следователя. После вынесения приговора, подсудимый становится осужденным и отправляется досиживать в колонию.

Первый тревожный звонок для попавшего в правоохранительные жернова, это когда следователь выбирает 91-ю статью. Меру пресечения в виде лишения свободы. На момент избрания этой статьи, подозреваемый помещается в ИВС на двое суток, в течении которых следователь принимает решение о дальнейших действиях. Эти двое суток как раз нужны для того, чтоб выработать грамотную позицию защиты. Есть несколько путей развития событий.

Первый — это выбивание меры, не связанной с ограничением свободы. Например, подписка о невыезде. Которая противопоказана совершившим серьезные преступления, с большой долей вероятности приводящие к посадке. Потому что, когда суд в итоге вынесет приговор и отправит осужденного отбывать, все время следствия и нахождения под подпиской не зачтется в срок. А длиться следствие может годами, поэтому надо советоваться с защитой и принимать взвешенное решение. Конечно, обзавестись хорошим адвокатом — это обязательное условие. Любые действия только по согласованию.

Более удобная мера пресечения — это домашний арест. Который приравнивается к лишению свободы и полностью зачитывается в срок. Тут человек находится дома и с разрешения суда может делать почти что угодно. Но с т.з. законодательства отбывает срок, как если бы сидел в СИЗО с режимом и уголовниками, ужасным питанием, далеко от семьи и т.д. В случае домашнего ареста выгодно затягивать следствие всеми способами, чтобы к моменту вынесения решения уже «отсидеть» если не весь срок, то значительную его часть.

Ну и самый печальный вариант — попадание в СИЗО. Про который надо знать некоторые тонкости

Для улучшения бытовых условий, сотрудники (или другие заключенные) могут предлагать разные услуги. «Зеленые передачи» (позволяющие носить запрещенные продукты), средства связи, удобства внутри камеры и т.п. Такие предложения имеют место, но могут так же использоваться как предлог для мошенничества и вытягивания денег. Будучи родственником подозреваемого, инициативу надо проявлять разумно, чтоб не усложнить ему жизнь.

Бывает, родня бежит выбивать лучшие условия пребывания, еще не зная, где их сиделец находится в данный момент. Он мог заехать сразу комфортно, но перевестись в худший вариант из-за нездорового рвения оказывающих медвежью услугу. Вдобавок поняв, что родственники готовы платить, ему повесят статус «коммерческого заключенного», на котором будут при каждом удобном случае навариваться как сотрудники, так и более опытные сокамерники.

Для связи в любом следственном изоляторе существует система электронного письма. Которая доступна всем и полностью открыта. Если пользоваться ей для переговоров, то нужно понимать, что она цензурируется и тщательно вычитывается. Не стоит там сообщать ценную информацию даже иносказательно (намек, который поймет один, поймут и остальные). Некоторые пишут «забыл тебе вчера сказать по телефону…», вынуждая выяснять, откуда у заключенного взялся телефон…

Не забывайте про регламенты. ФСИН допускает передачу не более 30 кг продуктов в месяц. Можно переборщить с вниманием и закидать бедолагу яблоками/апельсинами (по больничному примеру), а потом выяснить, что нормального питания уже не привезти. Пользоваться «тюремным ларьком» надо тоже осторожно и уточняя, что лучше покупать. Нагружая лишними продуктами, вы создадите только суету и желание от них избавиться.

Чай и сигареты — аналог местной валюты. С их помощью можно передавать записки, покупать те же продукты, или заказывать авторские поделки у местных умельцев.

Писари (жалобщики) усложняют себе и окружающим жизнь. Есть любители по любому поводу отправлять жалобы во все инстанции подряд. Думая, что совершают благое дело и заставляют систему «работать как надо». В реальности же, только навлекают на себя гнев администрации, которая ужесточает режим самому жалобщику и всем попавшим под руку из-за ужесточения проверок в заведении. Пытки и травлю в отместку не применяют, есть куда более ощутимые законные способы. Отправить подсудимого отбывать в противоположенный конец страны, например. Лишить возможности выйти по УДО, включить повышенные требования к соблюдению распорядка. В итоге человек не добивается желаемого эффекта и делает хуже всем, включая себя. Жалобы надо направлять взвешенно, сопоставляя риски и согласовывая их с адвокатом.

Помните, что до вынесения приговора мера пресечения, как правило, продлевается каждые 2 месяца. Ее можно оспаривать, затягивать и любыми другими способами добиваться нужного результата, согласованного с защитой.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»