Press "Enter" to skip to content

Как устроены службы по доставке еды

Люди с жёлтыми и зелёными коробками за спиной стали привычным явлением в больших городах России. В 2018-м году РБК публиковали исследование, согласно которому траты на доставку еды сравнялись со средним чеком в ресторанах. И как у всех молодых и быстрорастущих рынков, у доставки есть свои проблемы. Давайте устроимся курьером и посмотрим, как они выглядят изнутри.

Устраиваемся на работу

Пополнить ряды «зелёных коробок» нам так и не удалось. В ответ на заявку никто не перезвонил, а повторную отправить не получилось, потому что «вы уже зарегистрированы». Поэтому идём к жёлтым, где нам предлагают пройти экспресс-обучение, посмотреть видео и сдать экзамен по итогу.

Надо заметить, что Яндекс.Еда — это просто агрегатор, предоставляющий сервис. Трудоустройством занимаются курьерские службы, с которыми сотрудничает Яндекс, в нашем случае это было ООО Деловой Центр.

Обучение представляет из себя просмотр видеоинструкций и тест в конце, где нужно ответить на вопросы типа «как завершить смену? — нажать кнопку завершить смену». И всё, более никакой проверки на профпригодность, по сути стать курьером может кто угодно. Именно эта простота привлекает огромное количество молодых людей, ищущих подработку. Но у такого подхода есть и обратная сторона.

Тест для устройства на работу

Проблемы на поверхности

В отличие от доставки конкретного заведения, при возникновении проблем типа отравления далеко не очевидно, где искать виноватых. Или к кому обращаться, если вы достали лезвие ножа из привезённой шаурмы?

Стать курьером может буквально кто угодно. Для людей, которые доставляют еду, не предусмотрены санитарные книжки или прохождение какого-либо гигиенического контроля. Курьеру просто выдаётся униформа, а дальше делай что хочешь. Можно использовать коробку как урну в нерабочее время, никто не проверяет её чистоту. 

Другой момент — отношение к сотрудникам. Очень режет слух обращение «на ты», независимо от возраста. Никто не объясняет, что делать в случае, если коробка испачкается. Эту информацию пришлось узнавать у других курьеров. Почему бы не предусмотреть на такой случай если не инструкцию, то хотя бы рекомендации по чистящим средствам? 

Почему «на ты?», как чистить коробку, депремирование

Далее — условия и оплата. Несмотря на то, что в рекламе заявляется заработок 2000 рублей в день, все курьеры с которыми нам удалось пообщаться, заверили что больше 1000 заработать крайне затруднительно. Проезд на транспорте никак не компенсируется, а некоторые заказы находятся на таком расстоянии, что дорога при любом раскладе съедает весь заработок. Вдобавок существует система штрафов, которая делает и без того скромные зарплаты ещё меньше.

Реклама для курьеров

В реальности смена оплачивается из расчёта 75 рублей/час и 50 рублей с заказа. Один заказ в час — 125 рублей, два заказа — 175. Вот пример заказа, который пришёл у метро Ладожская в Санкт-Петербурге с доставкой на пл. Александра Невского. Отказаться нельзя.

Времени на выполнение: 28 минут. Поездка на метро занимает ≈10 минут, за оставшиеся 18 до метро нужно дойти, спуститься, подняться, найти заведение и оформить заказ. Оплатив дорогу самостоятельно. Привлекательная математика?

По этим причинам, отношение курьеров к своей работе соответствующее. На Youtube по запросу «яндекс еда» полно сюжетов, которые показывают «типовой день» курьеров и их эмоции. 

Таким образом, мы имеем разные курьерские службы, которые пользуясь известным брендом, нанимают всех без разбору, никаким образом не контролируют соблюдение санитарно-гигиенических норм и создают курьерам условия работы, провоцирующие безответственность.

Что с этим делать?

Для начала, курьерам нужна прозрачность в плане реальных условий труда и заработка. Если работодатели не могут её обеспечить, значит нужны подобные статьи и сюжеты, объясняющие как всё на самом деле устроено. 

Затем, сами условия явно нуждаются в переработке. Оплата доставки для курьера не должна съедаться расстоянием, необходима компенсация проезда, либо адекватное повышение вознаграждения. Для поддержания гигиены нужны понятные инструкции. Если контейнер загрязняется — что с ним делать, чем и как чистить? 

Далее — медицинские книжки. Если на работу устраивается человек с заразными кожными или кишечными заболеваниями, туберкулёзом или сифилисом? Напомним, эти люди напрямую контактируют с едой, чем они отличаются от других работников общепитов? Почему никто до сих пор не обратил внимание на такой нюанс?

Наконец, корпоративная культура, которая позволяет «тыкать» сотрудникам независимо от возраста, странно смотрится в российских реалиях. Кому-то это может показаться незначительной мелочью, но из таких мелочей и складываются поведенческие модели. Если уже на старте персоналу не выказывают никакого уважения, с чего вдруг оно появится в процессе? А потом все удивляются, почему на такой работе в буквальном смысле умирают.

Сервисы по доставке еды — это востребованная услуга, которая пока только начинает своё развитие. И чем больше со стороны общественности будет обратной связи, правдивой и объективной информации, тем быстрее они скорректируют курс. Делитесь своими историями, пишите отзывы и замечания, чтобы ускорить данный процесс.

Редакция

Триумф инфо 2019