Press "Enter" to skip to content

Что нужно знать про новый закон о криптовалютах

С 2021-го года в России работает новый закон о «О цифровых финансовых активах», который вводит понятие «цифровая валюта». Что можно и чего нельзя в связи с нововведениями, какие вопросы все еще остались открытыми — читайте далее.

Слова «криптовалюта» в законе нет, но оно попадает под определение цифровой валюты, которая является совокупностью электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных.

Что изменилось

Новый закон в текущем его виде пока никак не меняет сложившуюся на рынке ситуацию. Он просто вводит ряд определений и закладывает основы для будущего регулирования, которое может повернуться в любую сторону.

В сущности, там явным образом прописан только один запрет — на территории РФ нельзя использовать цифровую валюту для оплаты товаров и услуг, а также рекламировать такой способ оплаты. Организации и так не имели законной возможности принимать биткоины в виде оплаты, но теперь это напрямую запретили.

Купля-продажа между физическими лицами разрешена. Инвестирование и накопление с помощью «цифровых активов» — тоже. В законе предполагается декларирование и использование специальных реестров для сделок с цифровыми активами, но пока не предложено никакой технической реализации данных процессов. По сути, для рядового пользователя «крипты» закон не поменял ничего, просто обозначил курс на дальнейшее регулирование. Где экономические власти будут пытаться оседлать неподконтрольные им механизмы и бороться с «денежными суррогатами», но в то же время стараться не убить инновационные проекты и блокчейн как таковой.

Чего ждать дальше

Больше ясности должен внести закон, который будет регулировать непосредственно цифровые валюты. Из того, что известно сегодня:

  • Министерство финансов предлагает обязать владельцев криптовалюты декларировать ее наличие и отчитываться о сделках. За отказ в предоставлении сведений предполагаются штрафы и даже лишение свободы, если речь идет об особо крупных размерах.
  • Центробанк установил лимит на покупку цифровых активов неквалифицированными инвесторами в 600 т.р., но пока не работают прочие институты, связанные с ЦФА, не ясно как будет осуществляться контроль.
  • В прошлом году началась блокировка обменников, Роскомнадзор внес в реестр запрещенных ресурсов биржу Binance и обменник MINE.exchange. Скорее всего остальные площадки, которые предоставляют подобные услуги без соответствующей лицензии, будут рано или поздно заблокированы.
  • Сбербанк готовится выпустить свою монету, привязанную к курсу рубля, создавая инфраструктуру для оборота цифровых активов. Выпуск подконтрольных «стейблкоинов» в качестве альтернативы традиционной «крипте» — логичный шаг со стороны государства в плане регулирования.

Открытые вопросы

Пока что рано делать выводы о том, к какой конечной точке придет регулирование в России. Но по крайней мере, власти отказались от запрета на оборот криптовалют и рассчитывают модернизировать экономику. Что без технологий на блокчейне сложно представить.

Распределенный реестр дает очевидные преимущества: прозрачность сделок, упрощение переводов внутри страны и между государствами, устранение лишней бюрократии и т.д. Но с другой стороны, появляются новые сложности.

Завести одноразовый биткоин-кошелек может кто угодно, в любой момент времени. Для этого не нужны никакие документы или идентификация. Как контролировать системы, которые по задумке своей должны быть децентрализованными? Как устанавливать личности владельцев кошельков, если они сами не желают быть установленными?

Каким образом осуществлять международный контроль? Если криптовалюту покупает гражданин РФ, находящийся в России, но все расчеты ведет в юрисдикциях других стран — как это должно работать?

Как отслеживать, куда и для чего был сделан тот или иной перевод? Что помешает покупателю и продавцу договариваться неофициально и использовать цифровые валюты для расчетов ровно так же, как они используются сейчас?

Что именно должно побудить «криптоанархистов» легализовываться и пользоваться подконтрольными государству обменниками, где пропадают все преимущества анонимных транзакций?

Вопросов еще много и мы пока в самом начале пути, но примерный маршрут уже начинает вырисовываться. Будем следить за развитием событий.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»