Press "Enter" to skip to content

Настоящие маги и экстрасенсы

На 4pda.ru вышла статья с нашим участием, раскрывающая вред сетевых экстрасенсов. В нее не попал рассказ про Джеймса Рэнди, известного разоблачителя магии. И про саму идею проверки сверхспособностей с помощью научных экспериментов.

Ведь помимо сознательных мошенников, существует немалый пласт «добросовестно заблуждающихся». Людей, которые искренне верят в свои возможности, дар целителя, умение контактировать с потусторонними силами и т.д. Сложно назвать соотношение обычных авантюристов и «профессиональных колдунов», потому что граница очень размыта. Не совсем ясно, как их отличить.

Плотно занимающийся этим вопросом иллюзионист Джеймс Рэнди создал в 1996 году фонд имени себя. Который обещал денежное вознаграждение любому, кто продемонстрирует паранормальные способности в рамках контролируемого научного эксперимента. Постепенно сумма награды из тысячи долларов выросла до одного миллиона, привлекая сотни желающих со всего мира. Но победителя среди них так и не нашлось.

Рэнди хорошо понимал, как устроены фокусы и в каких моментах нужно вылавливать трюки, используемые экстрасенсами. Последние, конечно, пытались разоблачать самого разоблачителя и всячески давить на него, как было в эпизоде с Ури Геллером. Геллер считался как раз «настоящим» магом, признанным и тиражируемым в СМИ. Демонстрировал чудеса, связанные с телекинезом и чтением мыслей. Но когда пришел поучаствовать в шоу, реквизит для которого подготовил Рэнди, Геллер вдруг утратил силы и не смог ничего показать. У них была долгая история взаимоотношений, Геллер подал несколько судебных исков и пытался испортить жизнь своему обидчику, видимо являя таким образом силу настоящего мага.

Другой интересный случай произошел с нашей соотечественницей, Наташей Луловой. Ее наставник, Марк Комиссаров, обвинял фонд Рэнди в нечистоплотности и клевете, которая привела к потере дара у его подопечной. Так об этом эпизоде писала газета «На грани невозможного»:

***

“Российская десятилетняя девочка, которая, впрочем, уже три года живёт со своими родителями в нью-йоркском Бруклине, приняла вызов завзятого скептика и решила продемонстрировать перед всем миром, что имеет право на приз в миллион долларов. Для этого Наташе предстояло доказать, что она с завязанными глазами может читать и различать цвета. И вот Наташа появилась в манхэттенском офисе Рэнди — со своей мамой, адвокатом и «инструктором» по имени Марк Комиссаров — тоже выходцем из России, который дома был инженером-химиком.

Итак, видеокамеры включены, мать Наташи Ольга завязывает ей глаза специальной повязкой с прокладками из чёрной каучуковой губки. В течение почти целого часа «разогрева» инструктор, иногда переговариваясь с девочкой по-русски, кладёт перед ней листы цветной бумаги и ряд карточек, на каждой из которых напечатано какое-нибудь простое слово. Наташа напряжена, нервно крутит головой из стороны в сторону, иногда трётся подбородком о плечо, наклоняется вперёд. Гримасы искажают её лицо. Но цвет и слова называет верно. Наконец, она объявляет, что к эксперименту готова.

Теперь к делу приступают ассистенты Рэнди. Девочку спрашивают, сколько из десяти слов она предполагает отгадать. «Все десять», — уверенно говорит Наташа и затем доказывает это на деле. Точно так же уверенно и правильно идентифицирует она цвет каждого из листов бумаги. Когда повязку с глаз сняли, Наташа не могла скрыть торжествующую улыбку.

Чудо? Не спешите. Теперь неординарные способности девочки будет проверять сам Джеймс Рэнди.

Под изумленными взглядами присутствующих он подаёт Наташе пару очков наподобие тех, в каких ныряют пловцы, однако линзы очков закрыты каучуковой губкой и алюминиевой фольгой. Под пристальным наблюдением Рэнди Наташа снова успешно доказывает свои сверхспособности.

Несгибаемый Рэнди усложняет условия эксперимента. Он заклеивает лентой края очков, по всему периметру. Наташа всё равно отвечает правильно. Тогда он наклеивает ещё одну дополнительную полоску светонепроницаемой плёнки поперек переносицы Наталии. «Пожалуйста, говорите только по-английски», — предупреждает исследователь инструктора Комиссарова и его ученицу. — Наталия, не тритесь лицом о плечо и не вытягивайте шею». Такие движения — и это отлично знает Рэнди — предназначены обычно для того, чтобы постепенно ослабить натяжение клейкой ленты.

Но что это? Экстрасенсорные способности Наташи вдруг начисто исчезают, «испаряются»! Снова и снова она проваливает эксперименты — один за другим. Она уже не в состоянии идентифицировать ни слово, ни цвет.

После часа безуспешных попыток адвокат девочки признаёт поражение. Наташа плачет. У неё пепельно-серое утомлённое лицо и потерянные глаза загнанного волчонка. В чём же дело?

Объяснение Рэнди было простым. Вначале опыты шли успешно, но исследователь-скептик всё равно был внутренне убеждён, что это всего лишь трюк. Он стал искать разгадку. И, в конце концов, заметил у девочки необычную вогнутость переносицы. Тогда-то он и предположил, что при поворотах и наклонах головы Наташа использует крошечный, с волосинку зазор между повязкой и переносицей, чтобы правым глазом глянуть влево, а левым — вправо. Заклеив плёнкой переносицу девочки, Рэнди, если можно так выразиться, заблокировал просвет.”

***

На данный момент Джеймс Рэнди ушел на заслуженный отдых, а его фонд выдает гранты. Но дело продолжает жить, в России эстафету переняла «Премия Гудини», занимающаяся точно таким же тестированием экстрасенсов с призом в один миллион рублей. Стоит ли уточнять, что и тут награда все еще не нашла своего владельца?

При этом организаторы премии говорят, что некоторые тестируемые искренне удивляются своим неудачам и пытаются объяснять их разными способами. Просто в этот конкретный раз не получилось по какой-то причине, так они считают. И продолжают консультировать, снимать порчу, латать ауру, проводить обряды и брать плату за свои услуги. А особо продвинутые даже помогают банкирам правильно распоряжаться деньгами предприятий.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»