Press "Enter" to skip to content

Как работает наружное наблюдение

Живая слежка – один из основных методов сбора информации. Уходящий корнями в институт «филёрства», так называли агентов «наружников» в царской России.

В советские времена появилась легендарная «семерка», седьмое управление, которое заложило использующиеся по сей день основы профессии. Для интересующихся, в художественной форме многие аспекты работы, в том числе сленг «грузчиков 7-го причала», описаны в цикле книг Андрея Константинова «Наружное наблюдение».

Часто действия ОПУ (современное название: Оперативно-Розыскное Управление) показывают в сериалах, есть даже лента, снятая по мотивам уже упомянутого Константинова. А значит, существование секретного управления давно перестало быть секретом. И его методы используют все подряд, от криминальных структур до простых граждан.

Отдельной строкой идет работа спецслужб, с хорошей технической базой, маскировкой, разветвленной сетью. Например, для контрразведки наружное наблюдение – это обязательный атрибут, который присутствует в любом дипломатическом представительстве любой страны.

Потому что разведка всегда перемешана с дипломатами и находится вместе с ними под плотным колпаком. Читая дипломатические мемуары, можно заметить интересную особенность: представителям иностранных государств при исполнении становится менее комфортно, когда они перестают ощущать за собой постоянное наблюдение. Это для них тревожный сигнал, который говорит о смене уровня опасности. Более подробно тема работы разведок раскрыта в книге «Блеск и нищета шпионажа», кому интересно.

К детективам нередко обращаются самые разные люди, которые уверены, что за ними следят. По весне их, почему-то, становится больше… Установление контрнаблюдения в 90% случаев не подтверждает опасений, но оставшиеся 10% не зря проявляют осторожность. Это может быть разработка в случае, если человек занимается чем-то незаконным, разведка в коммерческих (конкуренты, работодатель, оппонент в финансовом споре) или преступных целях (перед грамотным ограблением или угоном жертву сначала «ведут» какое-то время), или проверка на супружескую неверность. Довольно популярный пункт.

Когда у супругов возникает необходимость задокументировать свои подозрения, они сначала пытаются сделать все собственными силами. Используя друзей и знакомых. И когда ничего не добившись, обращаются за профессиональными услугами, объект наблюдения оказывается уже готов к слежке. Работа усложняется многократно.

Для персон, имеющих какой-то вес в обществе, наружку могут использовать с целью реализации заказных убийств. При расследовании таких дел, на заказчиков выходят в том числе через группы наблюдения, которые вычисляют маршруты передвижения и расписание жертвы, как было в истории ректора СПБГУСЭ, Александра Викторова.

Как же действовать параноику в ситуации, когда он начал что-то подозревать?

Во-первых, не подавать вида. Когда вы замечаете слежку, не стоит пытаться от нее скрыться, или проверить догадку, петляя по дворам от едущей следом машины. Это лишь заставит наблюдателей сменить стратегию и проявлять больше осторожности. Гораздо легче следить за тем, кто следит за тобой, чем пытаться каждый раз выслеживать заново более подготовленный и чаще меняющийся «хвост».

Во-вторых, проявлять внимательность. Это основное. В зависимости от непрофессионализма, наблюдатели могут подавать самые разные сигналы. Стоящий неподалеку автомобиль с людьми, который трогается с места одновременно с вами, это подозрительно, но еще не точно. А если автомобиль давно стоит в снегу прогретый, или с очищенными стеклами, или рядом раскиданы окурки, значит находится он тут не просто так и дает больше поводов задуматься.

В-третьих, всегда есть визуальный контакт. Нормальная группа наблюдения состоит из нескольких человек и будет не только сидеть в машине, но и сопровождать пешком. Один и тот же персонаж, попавшийся на глаза несколько раз за день, поспешивший проскочить вместе с вами переход или пройти в какое-то здание, присевший рядом в ресторане и, особо не заказывая, удерживающий в поле зрения, вполне может выдать себя. А дальше, см. пункт 1. Не пытайтесь самостоятельно разбираться, аккуратно обращайтесь в органы или к детективам, в зависимости от ситуации.

Фото: Оксана Мэй

Напоследок, пример обнаружения наблюдательного поста не по работе, а развлечения ради.

Ожидая в машине на московском вокзале человека, ушедшего за билетами, я зацепился взглядом за необычную троицу неподалеку. Там был мужчина лет 40, слегка брутальной наружности, женщина в районе 50-ти, алкоголично-мужиковатого вида и парень 25-30 с удлиненной прической, немного мажористый, с выпадающим из общего стиля чемоданчиком в руке.

Что сразу бросилось в глаза. Дальше я стал раскручивать ситуацию на предмет того, как могли эти 3 абсолютно разных типажа встретиться и находиться в одном месте? Стал осматривать локацию и в магазине неподалеку увидел парня с наушником, а на небольшом расстоянии от него девушку с таким же девайсом, смотрящих в одном направлении. Когда проходящий мимо человек заговорил, они начали внимательно вслушиваться, чем себя и выдали. А замеченная мною троица сразу обросла понятными образами. Брутальный мужик – скорее всего бригадир, мужиковатая баба – типичная представительница женщин, давно занимающихся оперативной работой, а парень – просто молодой разведчик.

Группа начала расходиться, «бригадир» сел в машину неподалеку, я открыл дверцу чтобы прислушаться. И узнал знакомый свод условных выражений, который окончился фразой «снимаемся», после чего ребята с наушниками тоже разошлись. Так догадка и подтвердилась.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»