Press "Enter" to skip to content

Покупка франшизы в России

Тем, кто рассматривает вариант покупки бизнеса по «франшизе» (коммерческой концессии), будет полезно разобраться в подводных камнях, которые наверняка всплывут по пути. Мы сейчас не будем разбирать их все, остановимся на самом принципиальном. В каких случаях за красивыми цифрами и рассказами, скорее всего скрывается пустышка, которая даже не отобьет вложений.

И тут подход простой. Существуют франшизы известных брендов, с понятной математикой и узнаваемым товарным знаком. Это известные розничные магазины, мобильные операторы, общепит и т.д. Многочисленные обзоры от франчайзи и расчеты вы легко сможете найти в открытом доступе.

И есть все остальное. Огромная куча мало кому известных предложений, продаваемых за счет агрессивного маркетинга или доверия к публичному лицу, которое их рекламирует. Самый распространенный вариант взаимодействия с такими франчайзерами – вам продали пакет, дальше как хотите. Поддержка либо условная, либо вообще отсутствует. Отлаженные процессы остались в рекламных буклетах и на деле все работает кое как. Ощутимых выгод от партнерства не видно, зато присутствуют ограничения и необходимость закупаться по регламенту. И самое главное, рано или поздно у покупателя возникает вопрос: «зачем оно в принципе было нужно?»

С ответа на него стоит начать. Зачем покупать франшизу очередной кофейной точки или островка в торговом центре? Тех, чью модель можно полностью самостоятельно изучить за несколько дней. И чьи «бренды» существуют исключительно в социальных сетях и на конференциях, не оказывая никакого влияния на продажи. Некоторые говорят: «ради обучения». Но тогда проще найти специализированный курс или кого-то, кто сможет проконсультировать за разумную плату. Вместо того, чтобы оплачивать паушальные взносы и роялти.

У подобных деятелей зачастую нет никаких эксклюзивных прав и уникальных предложений, любой процесс очень просто копируется кем угодно со стороны. А вся модель построена так, чтобы вытягивать максимум из своих франчайзи, навязывая им поставщиков и дополнительные услуги. По сути, вам продают идею довольно простого бизнеса втридорога и потом еще пытаются собирать ежемесячную дань под разными предлогами.

И самое интересное, сколько бы не было негативных отзывов, новых покупателей это не останавливает. Многим людям проще довериться и потерять все вложения (нервы, время), вместо того чтобы проверить заранее. Это ошибка не только начинающих предпринимателей.

А ведь франшиза проверяется еще проще, чем обычный готовый бизнес при покупке. Тут даже не требуется изучать отчетность и проводить аудит. Часто достаточно посмотреть имеющиеся отзывы. А если их нет в открытом доступе, отыскать бывших или действующих франчайзи и попросить у них обратную связь. Не ориентироваться на отзывы, которые предлагает продавец, а именно найти их самостоятельно. И конечно, не лишним будет проверить юридическое лицо, учредителей и директоров, лицензии и сертификаты, зарегистрированные товарные знаки. Но это уже другая, более объемная тема.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»