Press "Enter" to skip to content

Комментарии к статье «Скучный детектив»

Месяц назад в Российской Газете вышла статья «Скучный детектив», которая разъясняет обязанности частных сыщиков. Написана она по факту публикации соответствующего приказа Росгвардии и знакомит читателя с формальной стороной вопроса. А мы от себя поясним, как ситуация выглядит в реальности, «на земле».

Росгвардия опубликовала для антикоррупционной и общественной экспертизы приказ, который развенчивает многие романтические мифы о частных детективах. Эта профессия для России — относительно новая, публика знает о ней в основном понаслышке — из фильмов и книг, зачастую зарубежных.

Новый документ, по сути, расставляет точки над «i» в самом интригующем вопросе: что вправе делать частный детектив и что ему категорически запрещено. Приказ утверждает типовую программу профессиональной подготовки частных детективов. А, как известно, учат именно тому, что придется делать.

Программа разработана в соответствии с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», принятом еще в 1992 году. Потом было много различных поправок, дополнений и уточнений. Но поклонники боевиков будут весьма разочарованы — киношный полковник Гуров во многом разительно отличается от российского лицензированного детектива.

Население действительно не понимает возможностей и методов частного сыска. Одни романтизируют профессию, другие видят в ней всемогущую волшебную палочку. Большинство же не имеет даже поверхностного представления. Но фактические запросы, которые поступают от заказчиков, дают понять что заявленные методы подготовки далеки от практики.

С 1992 года закон о детективной деятельности существенно не менялся и давно не отвечает требованиям современности. Люди обращаются к детективам для получения информации, которую они сами не в состоянии найти. Заказчики хотят видеть частного полицейского со всеми полномочиями. Который имеет доступ к закрытым данным, может рассылать специализированные запросы, производить скрытую съемку. А пока получается, что у средств массовой информации в этом плане больше законных возможностей, чем у сыщиков.

Самое главное, нашему сыщику категорически запрещено самостоятельно преследовать преступника с оружием, кого-то задерживать, тем более — стрелять на поражение. Оружием он может пользоваться только на таких же основаниях, как любой гражданин России — для охоты, спортивной стрельбы и самообороны. А вот как детектив «при исполнении» — нет

Функции российских частных детективов, как правило, сводятся к сбору и обработке информации, получению справок. Они могут искать возможных наследников умершего родственника, изучать потенциальных конкурентов или партнеров своего клиента, заниматься поиском без вести пропавших людей.

Детективам приходится работать в архивах, вести длительную и сложную переписку. Частным сыщикам поручают выявлять офисных воров, инсайдеров, «засланных казачков» от конкурентов.

Но если в ходе порученного ему расследования он вдруг вскрывает факт убийства, разбоя, то обязан сообщить в полицию. И продолжать расследование только с разрешения полиции.

Бывают и «деликатные» поручения, скажем, о выявлении супружеской неверности. За «интим» берутся не все сыщики — есть риск быть обвиненным в раскрытии личной информации, проникновении в частную жизнь. Особенно если детектив применяет запрещенные средства слежения и фиксации, всякие «жучки». А это уже — уголовная статья. Потерять свободу, если что не так, наш Пинкертон может лет на восемь.

Здесь все верно, применение оружия – это распространенный миф. В работе детектива мало ситуаций, где оно могло бы понадобиться. А решение использовать «жучки» часто принимает сам заказчик, которому нужно убедиться в верности своих подозрений и получить точную информацию. Люди готовы рисковать и брать на себя ответственность в критических ситуациях. Угроза от уголовного кодекса за негласный сбор информации мало кого останавливает, потому что сам факт сбора редко всплывает наружу.

Исходя из всего этого, специалисты Росгвардии больше всего времени уделили обучению будущих детективов правовой подготовке — 40 часов. На тактико-специальную подготовку — 30 часов. На техническую и психологическую подготовки — по 10 часов, оказание первой помощи — 8 часов. И затем итоговая аттестация — два часа. После этого, если все прошло успешно, претендент получает лицензию на частную детективную деятельность. Итого учеба займет 100 часов.

А вот к обучению многие относятся как к пустой формальности. Почти все детективы – бывшие сотрудники силовых структур и необходимую подготовку давно прошли. В реальной работе информация из лицензионного обучения применяется крайне редко. Да и сама лицензия не дает особых преимуществ и не открывает никаких дверей, а типичный клиент все равно не проверяет ее подлинность. Что позволяет мошенникам спокойно работать без лицензии, или использовать поддельные копии.

Кстати, перечень занятий по тактико-специальной подготовке дает наиболее полное представление, чем же все-таки может заниматься в России частный детектив. Вот, скажем, тема «Виды услуг, разрешенных в частной детективной деятельности». Это сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками гражданского процесса, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности товарных знаков, знаков обслуживания и фирменных наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Кроме того, выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах, но — с их письменного согласия при заключении ими трудовых и иных контрактов. Еще — поиск без вести пропавших граждан, поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества.

Выяснение данных о гражданах с их письменного согласия – это такой профессиональный анекдот. Кроме случаев участия в судебных процессах, в каких еще ситуациях гражданин даст кому-то письменное согласие на сбор информации о себе? «Здравствуйте, по заказу вашего конкурента (супруга, партнера, родственника) мы хотим собрать о вас побольше информации. Будьте добры, подпишите согласие». Как эта процедура должна выглядеть в представлении законодателей?

Ведь частный детектив для обычного гражданина не является официальным представителем власти, мы не обязаны ему что-то отвечать, тем более оказывать помощь. Хочу — говорю с этим человеком, нет — значит нет. Даже частный охранник на своем объекте имеет больше возможностей, как минимум он вправе не впустить показавшегося ему подозрительным человека, скажем, в магазин, клуб или офис.

И еще один вопрос в пустоту: зачем лишать детективов законных рычагов? Чтобы подталкивать к превышению полномочий при выполнении своей работы? Ведь когда отсутствует законная возможность выполнить заказ, кто-то может прибегнуть к незаконной. Имеющаяся на рынке потребность так или иначе найдет своего исполнителя. И люди вместо лицензированных детективов просто обратятся к теневым ресурсам.

Законодательство, связанное с детективной деятельностью и его лицензированием, нуждается в фундаментальной переработке. В которой должно участвовать само детективное сообщество, ведь ему потом и предстоит соблюдать регламенты. Иначе законотворчество не имеет обратной связи и не закрывает реальных потребностей рынка. Вместо этого создает дыры для недобросовестных участников и усложняет работу тем, кто действует в рамках закона.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»