Press "Enter" to skip to content

Борис Пантелеев: правозащита для заключенных

Пантелеев Борис Еремеевич — руководитель Петербургского отделения организации «Комитет за гражданские права», правозащитник с двадцатилетним опытом, который знает пенитенциарную систему изнутри и видел ее изменения с 90-х годов. По словам некоторых сотрудников УФСИН Санкт-Петербурга и Ленинградской области, является самым активным деятелем, защищающим права заключенных в Петербурге. Еще до своего заключения по т.н. «сладкому делу» (где ему вменяли хищение шоколада, привезенного под видом гуманитарной помощи), принялся налаживать быт заключенных и обрабатывать поступающие от них жалобы. С тех пор от Пантелеева получили помощь сотни людей, которые отбывают наказание и находятся под стражей.

Как работают правозащитники

Пантелеев Борис Еремеевич
Пантелеев Борис Еремеевич

Борис вспоминает один из случаев, которые натолкнули его на мысль о необходимости что-то предпринимать. Это произошло во время пребывания в СИЗО, куда вместе с ним привезли малолетних задержанных, отпечатавшихся в памяти.

— Я говорю: «За что тебя?» — Да вот у соседа украл несколько рыбин. «А как тебя сюда везли?» На что он отвечает таким тоненьким, детским голоском: «Меня привезли на большой железной машине». Парень даже не знал слова «автозак». Таких ситуаций в памяти сохранилось достаточно, и они каждый раз подтверждают, что я занимаюсь нужным делом.

Первая организация, с которой все началось, называлась «Общество гуманистов». Потом была «Общественная Наблюдательная Комиссия» и «Комитет за гражданские права». Общественные организации работают по разным направлениям, одни занимаются юридической поддержкой и защитой прав, другие социальной помощью, в зависимости от прописанного в уставе. Некоторые выполняют научно-просветительские функции. С практической точки зрения, правозащита — это много рутинной и однообразной работы.

Перебор писем с жалобами, инспектирование приговоров, юридический анализ и т.д. Иногда кабинетную работу разбавляют «правозащитные десанты», когда группа экспертов и журналистов едут в какой-то проблемный регион и изучают ситуацию на месте. После этого составляется экспертное заключение и рекомендации, которые направляют во ФСИН и прокуратуру.

Триумф-Инфо: Насколько во всей этой истории распространена коммерция? Есть известное дело Матуса, который продавал услуги по улучшению условий содержания. Это обычная история, или скорее исключение?

— Если говорить про Петербургское ОНК, то дело Матуса единственное, слава богу. Я других случаев не знаю. Но надо понимать, что подобные истории часто фабрикуются. Якобы правозащитник взял огромное количество денег, что-то пообещал и не сделал. А потом выясняется, что денег давали совсем немного, только на оплату дороги и проживания. Некоторые товарищи, которых мы критикуем, действуют по принципу «развести пожиже». Особенно популярна тема, что правозащитники живут на миллионы «криминального общака». Смешно и грустно.

 

Проблемы заключенных

Распространенные проблемы, с которыми обращаются за помощью — это обжалование несправедливых приговоров, невыплата пенсий или зарплат, смена места заключения, когда осужденного увозят далеко от родственников. Жалобы поступают каждый день и бывают довольно объемные, по 10 страниц текста с описанием проблемы. В ответ на эти письма делается юридическая справка, или обращение во ФСИН, если речь идет о том же переводе в другой регион.

Политика «Комитета за гражданские права» и ее председателя, Бабушкина Андрея Владимировича, заключается в том, что они не отбирают громкие дела, а отрабатывают все обращения. Поэтому выделить какой-то один случай сложно, это огромный поток примерно одинаковых историй. Конечно, не все запросы могут быть удовлетворены, и не всегда обращения правозащитников получают положительные решения, отказов также полно. Причем причины отказов бывают абсолютно надуманные. В свое время Пантелеева, как члена ОНК СПб, отказывались пускать в психиатрическое отделение, ссылаясь на статью гражданского кодекса, которая не относится к режимным объектам.

 

Проблемы системы

Триумф-Инфо: В целом ситуация с правами заключенных меняется в лучшую или худшую сторону? Что именно происходит?

— Если быть объективным, то за последнее время система сильно изменилась, причем в лучшую сторону. 20 лет назад среднестатистический зек даже мечтать не мог, что когда-нибудь разрешат короткие стрижки. Что вместо 5 килограмм посылки разрешат 20, а сейчас и все 50. Что так расширят ассортимент, раньше в посылках был запрещен шоколад, чай, кофе, копченая колбаса и прочее. Вдобавок стали начислять пенсию, по УДО активно выпускают. Раньше уйти по УДО было фантастикой, а сейчас как с конвейера.

Позитивных изменений много, но минусы тоже есть. В первую очередь — это пытки и избиения. Тут есть проблемные регионы, а есть спокойные. Проблемных меньше, но хватает, чтобы вопрос был существенным. Это Ярославль, Челябинская область, Омская область. В Питере полегче, но иногда сигналы тоже поступают.

По наблюдениям Бориса Еремеевича, представители УФСИН обычно не выносят информацию об инцидентах за стены заведений и освещают только малозначительные случаи, связанные с обнаружением незаконных предметов, задержанием «несунов» на проходной. Стараются выдавать красивую картинку, рассказывая про занятия йогой или вечера исторической памяти, но замалчивая значимые проблемы.

— Вот вам пример: несколько лет назад в «Яблоневку» нагрянули сотрудники аппарата ФСИН вместе с ФСБ и нашли там контрафактную линию сигарет. Об этом была публикация на «Фонтанке» и на «Life news». Казалось бы, если есть скандал, то должно быть развитие сюжета. Как говорит наш Президент: «Где посадки?» Но после этого полная тишина, вообще никаких новостей оттуда. А начальник колонии куда-то исчез и не ясно, чем дело кончилось. Почему об этом никто не рассказывает?

Борис называет несколько принципиальных проблем, которые пока невозможно решить.

  • Во-первых, люди не желают бороться за свои права самостоятельно. Они считают, что достаточно написать одну жалобу или обращение и ждать результат.
  • Во-вторых, власти не всегда готовы прислушиваться к гражданским институтам и действуют по своему усмотрению, игнорируя экспертные заключения, рекомендации и прочее.
  • В-третьих, СМИ очень выборочно освещают проблемы и подхватывают только горячие темы, поэтому большинство эпизодов остается без внимания общественности.

Что касается нашумевших пыток, тут у проблемы есть несколько граней. Если в систему попадает человек с садистскими наклонностями, это никак не отслеживается и не предотвращается. Параллельно идут сокращения на местах и наблюдается нехватка кадров, причем сокращают не самых плохих. Толковые сотрудники уходят, остаются те что есть, концентрация ненормальных проявлений увеличивается. Если в такой коллектив попадает молодой парень с горящими глазами, который хочет послужить обществу, он встает перед выбором: приспособиться к окружению, или сопротивляться и быть уволенным. Многие приспосабливаются.

На общественников также оказывают давление. Борис Пантелеев считает, что не прошел в новый созыв ОНК (Общественной Наблюдательной Комиссии), потому что Общественная палата РФ решила максимально убрать гражданский контроль и отстранить от дел особо активных членов. Сейчас в комиссиях по всей стране почти не осталось опытных профессионалов. Из ныне действующих, Борис отмечает только Екатерину Косаревскую и Яну Теплицкую, которые подготовили доклад о пытках, но добавляет при этом, что девушкам не хватает опыта и настойчивости.

Путь правозащитника, который занимается реальной критикой системы в разы сложнее того, кто просто сидит на должности. Потому надо быть готовым к противодействию, говорит Борис Еремеевич. Легко привозить гуманитарную помощь или организовывать мероприятия для заключенных, в этом случае тебя везде встречают с распростертыми объятиями. Но стоит заговорить о проблемах, начинаются препоны и грязные игры, в которых нужно уметь ориентироваться.

«При этом в управлении ФСИН РФ есть трезвомыслящие люди, которые хотят позитивных изменений и действуют в соответствии с этим», — подводит итог Борис Пантелеев. Потому в непростой системе, которая имеет множество недостатков, сейчас наблюдаются положительные тенденции. В том числе, благодаря общественному контролю.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»