Press "Enter" to skip to content

Омега: детектив из Челябинска про экономическую безопасность

Сегодня с нами на связи Максим Шурупов, руководитель детективного агентства Омега. В частный сыск Максим попал после работы в ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями), поэтому у агентства соответствующий профиль – экономическая безопасность, кадровая безопасность, конкурентная разведка. Ниже его рассказ о работе с корпоративными клиентами, а также фотоохоте на комбайны и вылавливании сливающих бензин водителей с помощью фанеры.

– Расскажите подробнее, чем вы занимались до детективной деятельности?

– Я закончил Челябинский Юридический Институт МВД России и 9 месяцев отработал в арбитражном суде, на должности секретаря судебного заседания. Потом понял, что это не по мне, уволился и пошел в милицию. Там 7 лет работал в «отделе по борьбе с экономическими преступлениями», сейчас он называется «управление экономической безопасности и противодействия коррупции». Сначала в районном отделе, потом в ГУ МВД России по Челябинской области.

– У вас в ОБЭП по блату попадают, или можно с улицы зайти? И вообще для чего люди идут в ОБЭП, кто там служит?

– БЭП считается беловоротничковой службой МВД, попасть туда хотят многие. Мне повезло, я можно сказать попал с улицы, у меня не было никаких связей. Наверное, звезды сошлись так. Вообще в БЭПе работают разного рода люди и «блатные» и простые парни. Самое главное – желание учиться и не лениться. Лично для меня, служба в БЭПе дала оперативный и жизненный опыт, который я применяю в настоящее время.  

– Как началась детективка?

– В 2013-м году я уволился из полиции, стало тяжело работать из-за атмосферы, которая к тому времени установилась в коллективе. Опыта накопилось достаточно. Я поработал в разных коммерческих организациях, пробовал открывать свои. Юристом был, коммерцией занимался. Ничего не получалось. Сложно перестроить свое мышление после стольких лет работы в МВД. Я старался, читал книги, общался с новыми людьми, наблюдал как они мыслят, изучал успешный опыт. Как-то однажды мы сидели с товарищем, и он спросил: «а чего ты в детективы не пойдешь? У тебя должно получиться». Я ответил: «а давай попробуем». В 2015-м получил лицензию и начал работать. Специализируюсь в той области, где уже был накоплен опыт – экономическая безопасность. Также я постоянно приобретаю новые знания. Кто не едет вперед, тот движется назад.

Сейчас агентство состоит из 4-х человек, включая руководителя. Работает по всей России, бывают командировки в отдаленные части страны, а также в Тюмень, Ханты-Мансийск, Пермь, Екатеринбург, Москву. Основной регион присутствия – Челябинск и область. Самые распространенные заказы – проверка контрагентов и персонала, сбор информации о должниках, сбор информации о коммерческих организациях, проверка помещений на наличие подслушивающих устройств – по сути удаленная служба безопасности.

В качестве профилактики лояльности, детективы вербуют ключевые должности компаний. Начальников отдела сбыта, торговых представителей, менеджеров из числа руководителей, главных бухгалтеров. Пользуясь тем, что сотрудников агентства никто не знает в лицо, разыгрывают сценки с проработанной легендой. Например, предлагают хорошую работу в Москве с условием «слива» информации о текущем работодателе. Если человек соглашается и уводит данные, через такую утечку вскрываются слабые места в организации системы доступа к коммерческой тайне.

– А какие были интересные кейсы, о которых можно рассказывать?

– О которых можно… Вот в прошлом году обратился фермер, у него сельскохозяйственная техника была в залоге у банка. Так получилось, что у него возникли финансовые трудности и банк забрал технику, отдав ее на ответственное хранение конкурентам. Такая вот заказуха… Фермер говорит, что комбайны там гоняют по полю, молотят без обслуживания, еще немного и их убьют такими темпами. А когда они разваливаться начнут, ему отдадут обратно. Вот этот факт ненадлежащего содержания ему нужно было зафиксировать.

Техника была где-то в полях, у леса. Мы с биноклями и коптерами по этим полям носились, высматривали сначала. А когда нашли, нужно было подтвердить, что машины его. Сфотографировать номера. Сначала мы сыграли туристов, проходящих мимо. Спросили, как в деревню попасть. Потом попросили сфоткаться на фоне комбайна, типа ни разу не видели это чудо инженерной мысли. «Да конечно, фоткайтесь». Мы встали аккуратно рядом с табличкой и наделали снимков (каждый комбайн имел свой идентификационный номер, который прикреплен возле кабины), так часть техники отработали.

Другая часть оставалась в поле, днем она работал, а ночью ее охранял вооруженный охранник с радиостанцией, туда было уже так просто не попасть. Думали довольно долго как все сделать… И вот что придумали. У меня сотрудник взял свою девушку и мы поехали на этот участок с фото оборудованием, треногами, вспышками. Представились студентами, которым нужна фотосессия на фоне сельскохозяйственной техники для студенческой газеты. Пока я прибалтывал охранника, ребята прошлись и отсняли каждую единицу техники, со всеми идентификационными номерами

– Вы так молодо выглядите, что история со студентами сработала?

– Напарнику моему было 27, мне 36, но выгляжу моложе. Плюс девушка еще моложе нас, она как раз училась на последнем курсе института. Поехали ближе к ночи, в темноте там особо не различишь.

Максим добавил, что легенду для фотосессии разрабатывал как раз напарник, и в этом заключается сила хорошего коллектива. Многие бывшие сотрудники органов не знакомы с реальной работой и смекалку не проявляют, привыкли жить от зарплаты к зарплате. Они в детективах надолго не задерживаются. А в этом случае человек пришел с гражданки, но всеми нужными навыками обладал, умел хорошо фотографировать и быстро принимать правильные решения.

Другой член команды обладает неприметной внешностью и тоже хорошо легендируется, умеет вживаться в разные роли, узнавать информацию на местах. Максим постоянно подтягивает уровень знаний команды, учит разбираться в тонкостях и нюансах разведки. Посоветовал Андрея Масаловича в качестве эксперта по информационной безопасности, вебинары которого они смотрят.

– Можно еще какой-нибудь интересный эпизод?

– Давайте про хищение ГСМ. Компанию не буду называть… Там водители бензовозов заезжали на базу, заправлялись, а потом где-то сливали топливо. Датчиков никаких не стояло на бензовозах, не знаю почему. Было только предположение, что сливают на одной парковке, но наружка ничего такого не выявила. Охранник парковки тоже ничего не говорил, потом выяснилось, что он просто был в теме.

Мы сделали следующее. По пути следования бензовозов приколотили табличку «Куплю ГСМ. Дорого!» и указали номер телефона. Взяли список водителей с номерами, стали ждать. В итоге позвонили 8 из 20 водителей. Самое простое решение: кусок фанеры, банка краски и сим-карта.

– А какой гонорар был, не секрет?

– Секрет. Скажу только, что гонорар был хороший. Да, лучшие решения всегда простые, их нужно просто правильно применять. Как показывает опыт, в жизни все просто. Бывает, я экономлю существенные суммы заказчикам только за счет наблюдательности. Замечаю, что у одного из контрагентов накопилась дебеторка, начинаю его отслеживать. Вижу новости, что налоговая проявляет интерес, на директора пришел исполнительный лист. Платить он будет за счет предприятия, сокращать зарплаты или задерживать платежи, существовать ему осталось явно недолго. Говорю: «пока не поздно, забирайте свою сумму либо путем переговоров, либо через суд». И действительно, через 5 месяцев блокируются счета и предприятие встает, выплаты всем контрагентам подвисают. А мой клиент 2/3 своего долга вытащить успел.

– А есть у Челябинска местная специфика, популярные мошеннические схемы?

– В основном у нас кидают с металлом. С запчастями еще. Тут рядом находится завод ММК (Магнитогорский Металлургический Комбинат), 80% продукции он продает на внутренний рынок. Продает не напрямую, а через свои торговые дома или аффилированные предприятия. Вот разные деятели говорят, что у них есть прямой выход, они могут по интересной цене продукцию брать. А потом кидают на поставки тех, кто проживает в других регионах. Издалека сложнее информацию проверить и понять, правду говорят или нет. Кто имеет дело с заводами понимает, что продажи идут через торговые дома или приближенных, которые вхожи в отдел сбыта. Поэтому ведутся на подобные разводы.

С тракторными запчастями похожая история, только там ЧТЗ (Челябинский Тракторный Завод) в роли поставщика. Ребята представляются официальными дилерами, а потом из навоза и палок, старых списанных запчастей, собирают какое-то подобие трактора.

– Можем дать благотварительный совет бизнесу? Что нужно делать, чтобы не пришлось обращаться к детективам? Как себя обезопасить от самых популярных ошибок?

– Всегда выходить на личный контакт и проверять людей заранее. От всего не убережешься, надо просто собирать как можно больше информации и делать выводы. Все ли в порядке с документами, как давно снимается офис, на кого заключен договор аренды, в каких реестрах числится фирма. Бывает паспорт, который высылают для подтверждения, просто куплен где-то и недействителен. Или бланки какие-нибудь подделаны, все нужно запрашивать и перепроверять. Мне иногда говорят, что так бизнес вести нельзя, все разбегутся. Но тут я не понимаю, лучше разориться и давать уводить деньги у себя из-под носа? Так бизнес вести можно?

Детективное агентство, Челябинск
Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»