Различных вариантов, которыми уводят средства с банковских карт – сотни, если не тысячи. Они постоянно обновляются и пополняются новыми. Но сейчас речь пойдет о старом и обкатанном методе – «звонок из банка».
Не всегда нужен звонок, иногда отправляют СМС или даже сообщения в Viber. Но несмотря на солидный возраст этого вида мошенничества, случаев его применения меньше не становится. Обращения в полицию с подобными историями происходят регулярно.
Смысл всех подобных схем
Задача мошенника всегда одна – получить от «жертвы» данные, которые позволяют сделать платеж или перевести средства на другой счет. Уходят деньги уже самыми разными путями: на карты подставных лиц, покупку товаров в интернет-магазинах с последующей перепродажей, покупку криптовалюты, кто во что горазд. Но всегда нужны данные самой карты (иногда достаточно только номера) и подтверждающего кода из СМС.
Почему служба безопасности?
Легенда со службой безопасности банка – самая надежная, потому что вызывает у поднявшего трубку страх и желание скорее решить проблему. Злоумышленники могут убедительно отыгрывать свою роль, рассказывать о платежах, которые вы не совершали, подозрительной активности в банк-клиенте и прочих проблемах. Обязательно будут грозить блокировками, потерей денег и другими неприятностями, которые последуют, если срочно не вмешаться.
Обычно мошенники представляются сотрудниками самых крупных банков, чтобы у собеседника наверняка был открыт там счет или карта. Но звонят и рассылают сообщения со сторонних номеров, и этот момент нужно проверять в первую очередь. Хотя в начале года появлялись сообщения о том, что мошенники научились использовать номера Сбербанка (900 и +7-495-500-55-50), но скорее всего это единичные примеры. Чаще всего злоумышленников выдает именно номер.
Как это обычно работает
Информированность, продуманность диалогов и детали могут отличаться, но схематически давление всегда ведется примерно одинаково. Последовательность действий выглядит так:
- Запугать. Рассказать о проблеме, возможной потере средств, блокировках
- Успокоить. Объяснить, что все под контролем, надо просто следовать инструкции
- Предостеречь и поторопить. Дать понять, что ваше вмешательство все же необходимо, чтобы проблема была решена
- Запросить информацию. Продиктовать номер карты, коды из СМС. Иногда персональные данные, чтобы общаться с банком от вашего лица или поменять пароли
Как защищаться
- Сохраняйте спокойствие. Ваша нервозность играет на руку мошенникам, им проще заставить вас сделать нужные действия. Не поддавайтесь эмоциям, общайтесь с холодной головой
- Проверьте номер. Как только вам позвонили «из банка» – наберите номер в поисковике и уточните, кому он на самом деле принадлежит
- Не диктуйте данные. Настоящая служба безопасности должна первым делом произвести верификацию, то есть убедиться, что общается с нужным человеком. Они знают ваши анкетные данные и сами их называют. Не диктуйте первыми свое имя, дату рождения и другую информацию.
- Не диктуйте коды и полные номера. Сотрудники банков никогда не запрашивают коды СМС по телефону, они созданы как раз для защиты от сторонних переводов. А номера карт называют по четырем последним цифрам, полные им не нужны. Тем более не произносите CVV/CVC с обратной стороны – он используется только для совершения платежей.
- Перезвоните сами. Если сомнения все-таки остались, уточните еще раз суть проблемы и попросите перезвонить через 10 минут. А в это время наберите банк самостоятельно и поинтересуйтесь у оператора, верна ли информация