Press "Enter" to skip to content

Охота на ведьм: дробление и уход от налогов

Кое-что о дроблении, или как провести самоконтроль и на чём чаще всего будут ловить налоговики.

Казна пустеет, милорд!

Когда казна пустеет и милорд грустит, самое время взяться за доходы крестьян. К сожалению эта схема прекрасно зарекомендовала себя столетиям применения на практике. Методы меняются, суть — нет. Когда бюджет испытывает острую нехватку средств на любом уровне, власть (в лице контролёров) идёт к бизнесу. Самое популярное и легкодоступное средство получить немного денег — это доначислить налоги, которые, по мнению власти, бизнес спрятал и платить не захотел.

А был ли мальчик?

Закономерный вопрос. Самый популярный повод для проверок ФНС — дробление. Охота на ведьм в последнее время — явление масштабное. Основное стремление — найти не только все «звенья» распиленного бизнеса, но и организаторов (мифических и не очень), чтобы вменить им совокупные налоговые обязательства.

Что делать, как быть?!

Давайте разбираться. Что будут искать суды и ФНС среди признаков «дробления»:

  • один бизнес — много мелких «лавок», все на УСН. Бенефициар один, или тесно связанные между собой лица
  • при применяемой схеме налоговые обязательства участников или резко уменьшаются, или не изменяются при расширении бизнеса
  • «лавки» несут расходы друг за друга: кто-то платит за рекламу, кто-то за персонал, кто-то за офис
  • персонал новых «лавок» создан за счёт персонала головной организации
  • у новых «лавок» нет имущества и активов. Либо есть, но очень хитро перераспределённые, так что расходы за оборудование несёт одна организация, а доходы получает другая
  • круг лиц, входящих в «схему», использует симилятивный брендинг — названия, логотипы, вплоть до единого сайта в сети интернет. Единый адрес регистрации, доступ к банк клиенту через один IP-адрес и т.д.
  • эксклюзивность взаимоотношений участников — как правило, единственным клиентом одного участника схемы является другой участник схемы
  • деятельностью всех участников дробления косвенно или прямо управляют одни и те же лица
  • весь учёт от бухгалтерского до кадрового выведен на аутсорсинг, либо ведётся одной из фирм цепочки за всех остальных
  • показатели близки к предельным для применения спецрежимов (численность персонала, доход)
  • внутри схемы без формальностей «бродят» активы, продукция, средства производства

Вот теперь переходим к полноценной охоте на ведьм. Нас больше всего интересуют единый IP-адрес, бухгалтерия и кадры, регистрация в одном месте. Теперь ФНС «секут» IP вполне законно. То есть, если платежи и отчётность разных юрлиц и ИП сдаётся с одного айпи адреса, то это веский признак для государственных и банковских структур прищурить хитро глаз и начать подозрения. Бухгалтеры на аутсорсинге сейчас оказались в довольно странной ситуации. Де-юре они вполне законопослушные люди, которые занимаются своим делом — обслуживают, скажем, пять фирм на полном цикле «первичка-банк-отчётность». А де-факто, с точки зрения ФНС участвуют в схеме.

Как бороться?

Пока безотказных методов нет. Но давайте разберёмся: IP бывают динамические и статичные — это то, что видят снаружи. Есть еще МАС-адрес — это привязка к железу. Есть некоторое количество белых айпи, которые уникальны, стоят дорого и раздавать их всем подряд провайдерам жадно. Есть такой способ реализации трафика, когда с одного айпи лезут много машин, так бывает часто в тех же бизнес-центрах, многоквартирных домах, территориях аренды на бывших предприятиях, охваченных одним-двумя провайдерами.

Сейчас весь мир живёт по IPv4, где ограниченное количество уникальных айпи, поэтому есть скользкий момент в отслеживании. Допустим, ваш провайдер создал «сервер» с независимого уникального адреса и раздал клиентам, здесь волей-неволей все будут «в куче». И если речь о контрагентах, которые сидят в одном здании у одного провайдера, адреса будут «биться». Что касается МАС-адреса, то он может быть настроен путём вмешательства людей, понимающих как и что.

Есть такие варианты как «зеркало» для айпи и сервисы подмены, но помните, что любые действия имеют цифровой след. Также идея с виртуальной машиной и подменами кажется прекрасной, но это на первый взгляд. Если вы пытались зайти в банк-клиент или те же госуслуги откуда-нибудь не из России, то наверняка 9 из 10 попыток у вас были провальными, так как есть ограничение по геолокационному признаку.

По этой причине, пока весь мир живёт в реалиях IPv4, ждёт перехода на IPv6, место для манёвра как бы есть, но как бы и нет. Фактически вас могут проверить просто потому, что ваш провайдер избрал серверную схему реализации.

Судебная практика

Итак, читаем занимательную судебную практику:

  • в деле А60-36692/2016, постановление от 24.05.2017 года — читаем внимательно и так никогда не делаем, потому как по совокупности признаков клиент был сам не прав;
  • дело А64-8137/2015, постановление от 28.08.2017 года — читаем и выписываем себе, потому как аргументация достойная;
  • дело А54-6206/2015, постановление от 04.05.2017 года — читаем, ловим аргументы и принимаем на вооружение, особенно интересен блок пояснений про идентификацию в банках.

Физический адрес

Таким же образом вас могут связать в схему и по адресу. Допустим, вы сидите в бизнес центре, у вас есть соседи. Вы все, будучи законопослушными организациями, внесли в ЕГРЮЛ адрес аренды как адрес места нахождения. Соответственно, в БЦ всегда (в 99% случаев это так) один или максимум два провайдера. В этом же бизнес-центре, скорее всего, есть одна или две очень хорошие юридические, бухгалтерские и кадровые конторы… логику, я думаю, вы уже уловили.

Оказаться обвиненными в дроблении можно по косвенным признакам, только потому что вы как человек, который оптимизирует затраты на своё дело, сели в бизнес центре. Воспользовались местным провайдером, искали выгодный способ сэкономить на персонале. А тут удобно и рядом, всегда на связи персонал на аутсорсинге: бухгалтер, юрист, кадровик.

Как себя вести?

Необходимо проводить постоянный самоконтроль, если вы нашли какие-то признаки у себя — продумать, как их минимизировать. Если вам начинает задавать вопросы налоговая, то у вас заранее должны быть продуманы все контраргументы. Зная критерии, в которые вас будут пытаться загнать, вы можете подготовиться. Лучшая защита — это наличие экономически обоснованной цели и минимизация факторов риска. Ну или как минимум железное обоснование, если такие факторы у вас всё-таки есть.

Хочется верить, что охота на ведьм пойдёт на спад, и реальный бизнес перестанут смешивать с «бумажным». А критерии «дробления» приобретут более чёткие формулировки, или хотя бы ФНС начнет опираться на практику, чтоб как с ай-пи адресами не вышло. А пока, берегите себя и свой бизнес!

Автор: Алина Немо

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»