Press "Enter" to skip to content

Новая реальность. ИИ на современной войне

Кадры, словно из компьютерной игры. Отступающие армейские подразделения, преследуемые десятками небольших дронов. Кажется, что они игрушечные. Но это не так. Устройства оснащены камерами для сканирования местности и процессорами, отвечающими за автономное принятие решений о том, как выглядит цель. Беспилотники начинают атаковать технику и отельных солдат, взрываясь при контакте с целью.

Но это не компьютерная «стрелялка». Это эпизод гражданской войны в Ливии весной 2020 года, когда верные Халифе Хафтару войска отступали под натиском сил ливийского правительства, которые активно поддерживались Турцией. Правительственная армия при поддержке турецких специалистов тестировала инновационные средства современной войны.

Тогда наблюдатели ООН и зафиксировали первый случай в истории, когда беспилотник убил человека без прямого приказа от оператора.

Это только один из примеров использования искусственного интеллекта в современной войне.

Как страны используют ИИ

Сегодня есть много примеров использования ИИ (искусственный интеллект) различными армиями мира.
Военные ведомства активно применяют алгоритмы ИИ для вербовки солдат, принятия стратегических решений, распознания угроз и других задач.

Армия Израиля практикует ИИ-турели, боевые группы БПЛА и системы ликвидации целей. Армия США тестирует военные AR-очки, беспилотные вертолёты и роботов-убийц, Нидерланды — автономные бронемашины, а китайская армия внедряет алгоритмы предсказания курсов ракет. Вооружённые силы России используют технологии биометрической идентификации, роботов-сапёров, инструменты для анализа спутниковых снимков.

Боевые действия в зоне СВО показывают активные практики технических специалистов из армий НАТО по внедрению ИИ для боевого использования ВСУ. Главная проблема — недоверие украинских военных и слабая техническая подготовленность личного состава. Проще говоря — отсутствие образования.

Вооружённые силы «продвинутых» в технологическом плане стран стали использовать ИИ ещё до того, как он стал обычным явлением в гражданской жизни. Традиционно военные разработки предвещают прорывы в потребительском мире.

В ближайшей перспективе, в «завтра», которое надвигается стремительно, ИИ и алгоритмы машинного обучения будут играть ключевую роль в военных действиях. Не зависимо от того, будут ли это конфликты локального характера или войны между государствами и военными блоками.

Сферы применения

В современных условиях военные используют ИИ для:

  • вербовки и тестирования военнослужащих
  • подготовки личного состава к выполнению боевых задач
  • принятия стратегических долгосрочных решений
  • сбора и обработки разведданных
  • прогнозирования ситуаций
  • мониторинга будущих угроз
  • помощи медперсоналу
  • кибербезопасности (защита программного обеспечения военного оборудования и вооружений)
  • и, конечно же, для физического уничтожения живой силы и техники противника.

Искусственный интеллект значительно упростил подбор кандидатов на военную службу, за счёт быстрой обработки огромного объёма данных и автоматизации и оптимизации различных этапов найма на военную службу.

ИИ всё чаще выполняет роль инструктора при подготовке военных специалистов. Так, например, компания-разработчик ИИ «Northrop» создала программу с использованием ИИ для обучения пилотов вертолётов для стран НАТО.

ИИ в секторе Газа

Израильская армия весной 2021 года впервые в мире использовала группу БПЛА, управляемую ИИ, в реальных боевых условиях. Боевая группа беспилотников провела выявление, идентификацию и атаку боевиков ХАМАС в секторе Газа.

Сегодня, проводя крупномасштабную операцию в секторе Газа, ЦАХАЛ также активно применяет возможности ИИ. Особенно это важно для израильтян при проведении зачисток системы тоннелей — мощной инфраструктуры ХАМАС, позволяющей проводить эффективные «точечные» операции против Израиля.

Хотя ИИ для ЦАХАЛ не панацея от палестинской угрозы. Свидетельство тому дерзкая масштабная атака юга Израиля, когда сотни боевиков проникли через систему безопасности и устроили настоящую бойню в приграничных районах. ИИ оказался бессилен перед началом операции ХАМАС, не выдав прогноз на подобное развитие ситуации. Или, что также сейчас обсуждается военными экспертами, это была обыкновенная человеческая халатность.

Санкции в помощь России

Российские вооружённые силы активно используют ИИ для расшифровки данных на спутниковых снимках при определении позиций ВСУ, что часто даёт высокую эффективность при нанесении точечных ударов по центрам принятия решений.

Многие военные аналитики приходят к мнению, что окончание СВО имеет долгосрочные перспективы. Сейчас идёт своего рода борьба технологий, «война машин». Предприятия ВПК России достаточно быстро предлагают новинки для армии, в том числе и высокотехнологичные. Строятся и скоро будут запущены два предприятия по производству и сборке модулей ИИ для дальнейшего их использования в артиллерийских и ракетных установках, для военной разведки.

Секретарь Совета безопасности РФ Патрушев Н.П. в одном из выступлений отметил, что санкционное давление после начала СВО, противостояние военной машине блока НАТО послужит триггером для интенсивного развития ВПК и, как следствие, современных технологий не только военного, но и гражданского назначения. Россия проходит испытание на прочность. Есть все предпосылки того, что российские инженеры и учёные будут создавать новые высокотехнологичные решения, продолжая традиции Сикорского, Зворыкина, Курчатова и Королёва.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»