Press "Enter" to skip to content

Что такое секты и чем они опасны

Термин «секта» не совсем корректен, в юридическом лексиконе он отсутствует. Среди специалистов принято называть это явление культами, иногда деструктивными культами, чтобы добавить драматической серьезности. Но и слово «культ» в российских законодательных актах не фигурирует.

В просторечии сектами называют закрытые сообщества, завязанные на сверхважной идее или личности (гуру, наставник, лидер). Цели сообщества становятся для сектантов смыслом жизни. Под эти признаки попадает очень уж много организаций, поэтому принято выделять наиболее опасные — тоталитарные секты. Такие, в которых гуру и создатели имеют абсолютную власть над адептами. И используют ее по своему усмотрению. Эксплуатируют бесплатную рабочую силу, обогащаются за счет добровольно-принудительных пожертвований, удовлетворяют сексуальные фантазии.

Методы и предлоги для этого используются самые разные, но у всех в основе лежат схожие, «сектантские» принципы. Создать культ вокруг идеи/личности, правдами и неправдами вовлечь в этот культ нужное количество людей, убедить их в единственно верной точке зрения и далее использовать.

Причем «промывка мозгов» и «зомбирование» внутри сект — это скорее заблуждение, подавляющее большинство вполне сознательно делает свой выбор. Чаще члены культов прекрасно понимают, что происходит и извлекают собственную выгоду из сообщества (не всегда материальную). Другие позволяют себя обманывать, получая от секты поддержку и уверенность в правильности своих действий. Ложь там обычно бесхитростная, легко разгадываемая, если обладать хотя бы зачатками критического мышления. Но признаться себе в том, что обманулся, некоторым сложнее, чем заниматься успокаивающим самовнушением.

Разновидностей культов немало, они постоянно обновляются и переплетаются между собой. Но в целом можно выделить несколько основных направлений.

Религиозные секты

Первыми приходят на ум. Они строятся вокруг самостоятельной трактовки религиозных текстов, «новых пророков» и откровений, близкого конца света и эсхатологического страха. Обычно занимаются миссионерством (запрещенных в России Свидетелей Иеговых вы наверняка встречали) и существуют за счет пожертвований прихожан.

Нередки случаи переписывания имущества в пользу сект и безвозмездного служения во имя большой цели. А особо любопытные экземпляры занимаются терроризмом (Аум Сенрике) или устраивают массовый суицид (Народный Храм).

Мистические и эзотерические секты

Это те, которые посвящают в тайны бытия и делятся сакральными знаниями. Они во многом похожи на религиозные, но акценты распределены иначе. Такие обещают последователям обретение особых знаний и способностей, приобщение к кругу избранных и посвященных, срыв покров и демонстрацию реального мироустройства.

Играют на гордыне и желании быть особенными. В эту категорию попадают секс-культы, вроде Каула Дхармы, дающей просветление через проституцию и съемки в порно. Здесь же одна из крупнейших и известнейших сект — Саентология, имеющая в своих рядах звезд вроде Тома Круза и Джона Траволты, а так же богатую криминальную историю, широко описанную в прессе.

Политические секты

Они же экстремистские организации. Любая крайняя идеология неизбежно приводит к образованию деструктивных сообществ вокруг нее. Один из ярких представителей — неонацистский «Формат 18» (организация признана экстремистской и запрещена в РФ) во главе с истинным арийцем и ловцом педофилов «Тесаком» Марцинкевичем.

Коммерческие секты

Построенные вокруг идеи зарабатывания денег организации, которые пользуются сектантскими методами. В первую очередь, это MLM структуры (сетевой маркетинг), бизнес модель которых основана на вербовке новых членов и выстраивании пирамидальных схем. Почти весь инфобизнес и многие бизнес тренинги.

Один из родоначальников сектантского бизнес-тренерства в России — Юрий Мороз, скрещивал бизнес с эзотерикой Владимира Мегре и его «Анастасии». В результате их деятельности, одна из последовательниц умерла в поселении «анастасиевского» типа от голодания.

Антисекты

Да, эти тоже. Люди, которые заявляют, что борются с «деструктивными культами», сами часто проявляют признаки таких культов. Самый заметный представитель — Александр Дворкин, ведущий праведную борьбу с сектами с православных позиций. Что уже говорит об отсутствии научной объективности и непредвзятости. А по сути, подобная деятельность сводится к разжиганию межрелигиозной напряженности и поиску врагов среди не православных конфессий.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»