Продолжающаяся СВО на Украине продемонстрировала, что современные технологии зачастую превосходят по своей эффективности традиционные вооружения — стрелковое оружие, миномёты или артиллерию.
Предтечей современных дронов были воздушные шары, которые ещё в 18 веке использовали некоторые европейские армии в качестве боевого воздушного средства. Они могли перемещаться в воздухе по определённой программе, заложенной при помощи механических приспособлений. В современном мире дроны стали популярны примерно в середине 2000-х годов, с появлением недорогих и простых в управлении квадрокоптеров, которые люди в первую очередь стали использовать для фото-видеосъёмки. Новинки тут же стали осваивать военные для ведения воздушной разведки.
Типы дронов
Эксперты агентства «BeholderIsHere Consulting» отмечают, что примерно 80% БПЛА, летающих в зоне СВО, относятся к так называемому «самосбору», то есть это не серийные промышленные изделия.
Потом идут дроны, используемые чаще всего для разведки и организации связи в качестве ретрансляторов, их же используют в качестве носителей боезарядов. Это обычные аппараты, продающиеся в магазинах электроники: «DJI», «Fimi», «Hubsan» — китайские, полностью гражданские дроны. Они относительно специализированных решений дешевы и у них масса технических решений, позволяющих быстро научиться управлять любому человеку.
Существует около сорока типов конструкций. Они могут быть с разным количеством двигателей, разной грузоподъемности, самолетного или вертолетного типа. При этом электронная «начинка» дрона может отличаться даже внутри одного типа.
Защита от БПЛА
Защита от дронов включает в себя два направления: детекцию и нейтрализацию. Если говорить про детекцию, то можно выделить радиочастотные детекторы, — когда «сканируются» каналы управления, и радары. Существуют также аудиодетекторы — когда БПЛА распознается по звуку работы пропеллеров, и видеонаблюдение с аналитикой — когда система пытается проанализировать картинку с видеокамеры и предупреждает об опасности.
Чаще всего применяется детекция радиочастотных каналов. К средствам нейтрализации относится в основном огнестрельное оружие, а также средства ПВО — в случае применения крупных дронов. Пассивной мерой защиты являются различные заграждения, в том числе и в виде сеток. Радиочастотное подавление тут работает только в определённых условиях. Есть и редкие способы — типа лазерных систем, систем выброса сеток, но они применяются на фронте очень редко.
Достаточно часто применяется хакинг вражеских БПЛА. Делается это прямо на линиях соприкосновения с противником специалистами, занимающимися как самой работой с дронами, так и теми, кто отвечает за радиоэлектронную разведку и радиоэлектронную борьбу (РЭР и РЭБ).
Они могут посадить дрон при помощи глушения канала управления или GPS-сигнала, а далее перепрограммировать его под свои устройства управления. Также могут в полёте перехватить вражеский канал управления и подменить его своим.
Какой-то революции в способах перехвата за время СВО не появилось, но спецы на передовой регулярно пополняют базу различных устройств и методологии в зависимости от появления новых типов оборудования.
Методов, позволяющих 100% запеленговать дрон не существует, потому что на пути полета дрона появляется много помех, которые сложно учесть.
Например, по звуку очень тяжело идентифицировать дрон в городских условиях, контроль радиоэфира тоже особо нельзя использовать, потому что мешают множество устройств: вышки мобильной связи, wi-fi, видеоаналитика дает очень большой процент ложных срабатываний, привычные радарные системы могут плохо работать с летающими объектами сверхмалого размера и так далее. Всегда есть какое-то условие, которое мешает это сделать на 100%.
Дроны, которые атаковали предприятия в Татарстане или под Елабугой, могли быть запущены с территории РФ, что дало эффект внезапности благодаря малым расстояниям и короткому времени подлёта к целям.
Информация со сбитых дронов
Со сбитых или упавших БПЛА можно достать различную информацию, например, частотные характеристики и протоколы управления, исходя из данных телеметрии. Это могут быть фото и видеоматериалы, как в памяти самого дрона, так и в устройстве, через которое оно управлялось, и здесь из самого изображения можно при помощи той же самой методологии OSINT (разведка по открытым данным) выяснить места пролета или точки интереса. Это могут быть какие-то координаты, которые были заложены в полетный контроллер, по которым ориентировался дрон в полете.
Существуют специальные приложения для смартфонов и для компьютеров, способные добыть информацию из начинки БПЛА. Это могут быть специальные криминалистические программы, например для изъятия данных из телефонов (как основного устройства управления), и могут быть в виде программного обеспечения, которое предназначено как раз для конфигурирования различных самодельных летающих устройств. Ведь при помощи него можно не только запрограммировать устройство, но и наоборот — вытащить из него то, что было записано ранее. Это могут быть привычные программы для восстановления данных из поврежденной памяти и не менее привычные программы для просмотра видео и фото с извлечением дополнительной служебной информации, которая в обычной жизни мало интересна.
Дроны показали в текущих военных действиях свою тактическую эффективность и незаметность для ПВО, и прогнозируется, что в ближайшие несколько лет мы увидим множество решений, направленных именно на детекцию и различные способы противодействия дронам. Конечно же, разработка БПЛА также будет весьма перспективным направлением деятельности ВПК.
Назначение нового министра обороны ясно говорит о том, как государство обозначило приоритеты развития ВПК и ВС России на ближайшие годы. На первом месте — создание новых технических средств для армии, в том числе и БПЛА, доказавшими свою эффективность за время проведения СВО.
Если говорить про гражданское общество, то страну ждет возрождение сообществ радиолюбителей и авиаконструкторов для подростков, обилие клубов и их популяризация по этим направлениям для взрослых. Логично, что сегодня прорабатывается вопрос о введении в средней школе занятий по техническому творчеству и обучению школьников навыкам операторской работы с БПЛА.