Press "Enter" to skip to content

ОПГ 90-х в Петербурге. Авторитеты

Как и вся Россия, Петербург в 90-е годы прошлого века погрузился в пучину беззакония и криминала. Как и в Москве, основные преступные сообщества были не местными, а состояли из приезжих и имели примерно похожую иерархию — бойцы, бригадиры и авторитеты. Они держали в страхе местных бизнесменов, делили районы и кварталы на сферы влияния, захватывали предприятия, рестораны и магазины города, боролись за логистические центры, рынки, нефтебазы. Перестрелки на улицах города были привычным делом той разнузданной эпохи становления первоначального капитала, если цитировать слова Карла Маркса.

Расскажем о нескольких из преступных сообществ того времени.

Казанские

Первые визиты казанских «реальных пацанов» были ещё в середине 80-х годов. Тогда члены уличных банд Казани совершали быстрые рейды в большие города Союза, в основном в Москву, но наведывались они и в Ленинград. Работали по «мелочёвке» — грабили модников Ленинграда, отбирая у них импортные вещи, нападали на фарцовщиков с галереи Гостиного Двора и быстро уезжали с Московского вокзал домой. Это был примитивный гоп-стоп.

Казанская братва в Петербурге

«Первые казанские бандиты приехали в Питер в конце 80-х годов. Это были представители «кировской», «тукаевской», «советской», «кварталовской» и «жилковской» преступных группировок. Необходимо отметить, что в Питере настоящего казанского сообщества не возникло, все бригады действовали друг от друга достаточно автономно, являясь, по сути, филиалами группировок, находившихся в Казани», — рассказывал Андрей Константинов в своей книге «Бандитский Петербург».

Всё изменилось с приходом нового времени и в 1991 году в Ленинград от ОПГ Казани был делегирован Марат Абдрахманов по прозвищу «Мартин», который и стал лидером «казанских» в Северной столице.

Методы, которыми «казанские» устанавливали контроль над привлекательными активами, они явно отработали еще в пору своей юности в «группировках» — так в октябре 1992 бандиты устроили налёт на Торжковский рынок — посреди дня было устроено настоящее побоище. Бандиты били людей арматурой и битами, стреляли из пистолетов по толпе. Были десятки пострадавших от этого налёта.

Другим лидером «казанских» стал Артур Кжижевич, известный тем, что «крышевание» предпринимателей он поставил на поток. Под бандитскую «опеку» попали бизнесмены Выборга и Карелии, наведывался Кжижевич в Череповец и Архангельск.

Группировка была разгромлена силами МВД и ФСБ в конце 90-х годов.

Тамбовские

Одна из самых свирепых и мощных преступных группировок Петербурга родом из Тамбова. Их лидером были Владимир Кумарин и Валерий Ледовских, уроженцы Тамбовской области. Начинали с банального рэкета, затем их интересы распространились на ТЭК Петербурга, морской порт и крупные коммерческие объекты недвижимости. «Тамбовцы» и бойцы «Малышевской» ОПГ в декабре 1988 года устроили настоящее сражение между собой в районе станции «Девяткино» в Петербурге, применяя огнестрельное оружие. После этого боя под суд пошло 72 «тамбовских» бойца.

С 1988 года группировка входила в состав «великолукских», но в 1991 году откололась от них, сформировав свою ОПГ. В конце 90-х «тамбовские» начали проникать во властные структуры города, некоторые депутаты ЗАКСа были связаны с группировкой.

Кумарин

Огромную известность «тамбовцам» принесли репортажи Александра Невзорова*, который приложил немало усилий для роста популярности бандитского сообщества. Позднее, когда Невзоров* стал депутатом Госдумы, Кумарин занял должность его помощника. Такие гримасы девяностых.

Владимир Кумарин пережил два покушения, потерял руку и с 2007 года находится в колонии, отбывая длительный срок, который закончится только в 2039 году.

Малышевские

Лидерами криминальных разборок начала 90-х были «Малышевские». Их партнерами были «Тамбовские».

Своё название ОПГ получила по фамилии лидера Александра Малышева.

Малышевская ОПГ отличалась от других криминальных группировок своими связями с высокопоставленными чиновниками различных государственных структур, включая правоохранительные органы и прокуратуру.

Заказные убийства, торговля оружием, рэкет и кидалово. Но в результате войн и конфликтов с другими бандами, от группировки к 1995 году осталось лишь ее десятая часть. Вскоре они снова начали укреплять свои позиции среди ОПГ Петербурга, достигнув численности почти в 2000 бойцов.

Действовала группировка с большим размахом. В ней была отлажена система подготовки кадров для управления захваченными компаниями, банками и предприятиями. Специально отобранные для этих целей люди получали профильное образование в различных учебных заведениях города.

Под полным контролем «малышевских» находилось несколько районов города. Особое внимание уделяли они Невскому проспекту. В сферу интересов входили торговля антиквариатом, игорный, ресторанный и гостиничный бизнесы.

Малышев (справа) и Петров (слева)

Созданная Малышевым ОПГ состояла из бригад, численностью по 50-250 бойцов. Под его началом были «тамбовцы» (не путать с Тамбовской ОПГ), «красноярцы», «чеченцы» и другие бригады. Каждое подразделение ОПГ занималась своим криминальным направлением.  Список впечатляет:

  • Бригада Ледовских — поставки бензина и дизтоплива, АЗС
  • Бригада Макарова — гостиничный бизнес, погромы на рынках
  • Бригада Жарикова — проституция
  • Бригада Троицкого — радиоперехваты и наружное наблюдение
  • Бригада Панкратова — гостиницы
  • Бригада Капланяна — наркоторговля
  • Бригада Матроса — автоперевозки, наружное наблюдение
  • Бригада Акулы — контролировала район Автово
  • Бригада Жука — контролировала район Красного Села

В конце 90-х годов сам Малышев скрылся в Испании, и вернулся в Россию лишь в 2015 году.

Сегодня дети Малышева и его партнёра Петрова имеют несколько бизнес-активов в Петербурге и России, сам лидер группировки отошёл от дел и занимается больше своим здоровьем и делами обширной семьи.

Мы рассказали про три крупные и известные группировки Петербурга 90-х годов прошлого века. Помимо них в городе были известны «великолукские» и «кингисеппские» братки, часто составлявшие прямую конкуренцию вышеперечисленным ОПГ. Но это темы для отдельных больших статей.

Никому, пожалуй, не хочется возвращения той эпохи, когда преступность, по сути, создала параллельные структуры официальным институтам государства, пользуясь кризисной ситуацией в стране. Россия не Колумбия или Мексика, и не имеет давних традиций массовых преступных организаций. И это радует всех нас.

* Объявлен иноагентом на территории России

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»