Press "Enter" to skip to content

Учет и автоматизация бизнеса. Основы.

CRM и ERP — модные аббревиатуры, смысл которых не всегда понятен даже тем, кто их употребляет. Упрощенно, CRM (Customer Relationship Management) — это софт для управления продажами, а ERP (Enterprise Resource Planning) — для внутренних процессов компании. На практике для этих нужд часто используется одно решение, причем не всегда программное. И распространено заблуждение, что софт может решить проблемы управления. Но это даже близко не так.

При всем разнообразии программных продуктов, они делают по сути одно и то же. Отличаются интерфейсы, базовый набор пробного функционала, стоимость подписок. Одни системы подходят больше для ведения учета отдела продаж (Amo или Мегаплан), другие могут использоваться как полноценная внутренняя соцсеть (Битрикс). Совсем идеальный вариант — самописные решения, которые учитывают все нюансы и особенности вашего конкретного бизнеса. Но даже самые дорогие системы, написанные талантливейшими людьми, не сделают за управленца самого главного. Не приучат сотрудников к дисциплине.

Суть автоматизации именно в этом. Программы — средство, а не цель. Очень распространена картина, когда в порыве новаторских внедрений директор закупает самую крутую (на его взгляд) CRM-ку, а в процессе работы сотрудники используют в лучшем случае половину функционала. Да и тот оказывается слишком громоздким, неудобным и вместо упрощения, усложняет работу. Давая не плюс, а минус в производительность.

Есть и обратная картина, когда небольшие компании для учета своих показателей и ведения клиентских баз, успешно пользуются обычным Google диском. Хоть бумажными носителями, тут важен именно процесс внесения необходимых записей в специальную форму. Если он отработан, то на него как раз и насаживаются технологические решения. Приучать коллектив к учету новых типов данных надо постепенно и методично, чтобы сам процесс был обязательной частью работы. Тогда от программных новшеств никто не будет отмахиваться, наоборот радостно встретят долгожданную помощь.

Другой вопрос, кто и как эту помощь будет внедрять. Айтишник — зверь специфический, держать своего программиста в штате не всем и не всегда нужно. Крупный сторонний разработчик станет рвать втридорога на содержание своих клерков, продажников и прочих нахлебников, одиночки-фрилансеры могут пропадать и тонуть в потоке разных задач, среди которых ваша не самая приоритетная. Небольшие компании на несколько человек, работающие с 2-3 клиентами одновременно – самый оптимальный вариант в большинстве случаев. Помните, что написать/настроить готовую систему – это только половина работы. Дальше потребуется надежная техподдержка, которая будет заниматься обновлением, исправлением ошибок, обучением персонала и пр. Выбирайте исполнителя, исходя из его возможностей грамотно сопровождать вас долгое время (сколько система будет нужна).

Еще важный критерий выбора — надежность и безопасность. Как бы вы ни старались защитить свои данные, разработчик всегда сможет оставить лазейку и получить доступ к чему угодно. К базам, коммерческой тайне, внутренним перепискам и т.д. Тут не поможет сторонний аудит кода или попытки перехитрить систему, социальная инженерия прекрасно справляется с такого рода защитой. Айтишника на ответственные задачи надо подбирать так же тщательно, как главбуха. Обязательно проверять тех, с кем собираетесь иметь дело. Помнить, что в конечном итоге с данными работают люди, а не программы.

И если вы человек, далекий от информационных технологий, но понимающий их необходимость, исполнителя можно протестировать очень просто. Узнайте, способен ли он простым языком объяснить, что именно будет делать и как видит логику своей работы. Без технических терминов и понятного только ему сленга. Если не сможет, значит сам не понимает и пытается затуманить речь непонятными фразами. Если сможет, то ориентируйтесь именно на это, технология реализации будет не сильно важна в таком случае. Договаривайтесь о пунктах, которые понятны вам обоим.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»