В этой статье вы найдете описание того, какую информацию о вас собирают различные сайты и как ее можно посмотреть.
Цифровой след
Каждый интернет-пользователь оставляет так называемый «цифровой след» (digital footprint) — индивидуальный отпечаток, по которому его можно с большей или меньшей точностью идентифицировать. Часть данных мы выкладываем в открытый доступ самостоятельно, когда делаем публикации в соцсетях, оставляем объявления или пишем комментарии. Но существует также целый пласт технических данных, которые видят только администраторы посещаемых ресурсов.
Интернет-браузеры сохраняют и
передают следующую информацию:
- История просмотров
- IP-адреса → регион и провайдер
- Сведения об устройстве, разрешении, ориентации в пространстве, браузере, плагинах, прочие данные о железной и программной начинке
- Файлы cookie, где хранится информация о сеансах, авторизации на сайтах и пользовательские настройки
- Активные учетные записи в социальных сетях
- Действия на сайте, движения мышкой, клики
Посмотреть некоторые данные, передаваемые вашим браузером, можно с помощью этих ресурсов:
http://yoip.ru/my-browser.html
https://www.cy-pr.com/tools/browser/
https://webkay.robinlinus.com/
Протестировать браузер на анонимность и защищенность от отслеживания можно тут.
Вся эта совокупность данных и представляет собой уникальный отпечаток, который пользователь оставляет в сети. Чтобы сделать серфинг максимально анонимным, нужно использовать отдельный компьютер, специальные браузеры, proxy или VPN, запрещать использование cookie, сторонних скриптов и плагинов (которые тоже могут собирать информацию о пользователе), не авторизовываться на сайтах, не заходить на свои страницы и т.д.
То есть необходимо целенаправленно скрываться, чтобы минимизировать вероятность отслеживания. При обычном использовании интернета оно неизбежно.
Что знает Google и другие крупные ресурсы
У популярных сервисов и приложений имеется еще больше возможностей для сбора информации о своих пользователях. Если у вас есть аккаунт в Google и вы не меняли настройки приватности, то можно на его примере оценить масштаб бедствия:
Персонализация рекламы — это то, как видит вас сервис для подбора объявлений. Демографические данные, интересы, категории подобранные в зависимости от посещенных ресурсов и просмотренных видео.
История перемещений — все поездки и смены локаций, которые заботливо перенесены на карту.
История поиска и просмотров — вся сохраненная активность в рамках сервиса. По умолчанию фиксирует даже голосовые запросы.
Списки устройств — все компьютеры, телефоны и планшеты, с которых вы заходили в аккаунт.
Списки приложений и расширений — все программы, у которых есть доступ к аккаунту.
Для управления этими настройками, используйте соответствующую страницу и управление отслеживанием. Дополнительно можете отрегулировать синхронизацию ваших устройств или посмотреть полный архив, предварительно выгрузив его в отдельные файлы.
Следите за тем, какие данные вы оставляете в сети. Взлом одного только Google-аккаунта, на котором не настроена конфиденциальность, может дать злоумышленникам доступ почти к любой информации о вас. А помимо него есть еще социальные сети, мессенджеры, доски объявлений и другие площадки, обладающие внушительным массивом сведений о ваших активностях.
Если анонимность и сохранность личных данных имеет для вас какое-то значение, не пускайте их на самотек.