Press "Enter" to skip to content

Вижу цель, не вижу препятствий. А ФНС видит

Два клана Капулетти и Монтекки, не помня повода вражды, рассорились на веки…

Современная экономика в отечественном формате — тот еще марафон с препятствиями. Иногда складывается впечатление, что предприниматель и контролирующие структуры соревнуются в смекалке. То и дело подкидывая друг другу невероятные препятствия и каждый раз наблюдая, удастся ли оппоненту выдержать удар на этот раз.

Казалось бы, деловая цель — понятие, без которого не может существовать ни один бизнес процесс. Как микро, так и макро предприятия создаются для достижения одной большой деловой цели. Путь к которой состоит из комбинаций и сочетаний маленьких идей, целей, задач и решений. Которые могут быть как очевидными, так и нуждаться в дополнительных разъяснениях.

Но здесь предприниматели с грохотом и треском налетели на глухую стену неприятия. В результате чего обрели массу налоговых последствий. В понимании фискалов, если у сделки налогоплательщика отсутствует деловая цель, то налоговая выгода, полученная по такой сделке, считается необоснованной. И именно здесь начинаются чудеса взаимной эквилибристики.

Принципы и понятия

Принцип деловой цели сформулирован в пп. 1 п. 2 ст. 54.1. НК РФ, который указывает, что не допускается уменьшение налоговой базы, если основной целью совершения сделки являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога. А также, разъяснение принципа «деловой цели» подробно приведено в Письме ФНС РФ от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@

Но иногда налоговики, ослепленные жаждой пополнения бюджета, пытаются буквально навязать налогоплательщикам свои убеждения относительно заявленных расходных операций. Разберем несколько типичных ошибок, которые ведут к существенным налоговым доначислениям.

Один из самых распространенных случаев связан с введением льготных налоговых тарифов для IT-компаний. Многие предприниматели стали выводить штатные подразделения в самостоятельные структуры, путем реорганизации или новой регистрации с переводом штатных сотрудников.

ФНС же видит в подобных решениях прямой уход от налогов и старательно выясняет у фактических владельцев причину и необходимость таких маневров. Зачастую, не получив вразумительных ответов, подкрепленных соответствующей документацией, оперативно отказывает в применении льгот, со ссылкой на:

Или вариант, также излюбленный коммерсантами: Три взаимозависимые ООО осуществляли финансово-хозяйственную деятельность как единая сеть продовольственных магазинов и применяли льготные налоговые режимы — ЕНВД и УСН. Все три организации взаимозависимы, так как их учредителем и руководителем является одно физическое лицо.

Бдительные сотрудники ФНС посчитали, что налогоплательщик применил незаконный вариант схемы дробления бизнеса путем искусственного деления на три ООО. И делается это для сохранения условий применения льготных налоговых режимов каждым из ООО.

В данном случае, Суд встал на сторону налогоплательщиков, указав: Приведенные Обществом причины (снижение корпоративного и лицензионного рисков, экономическая устойчивость малых форм бизнеса) признаны достаточными и разумным экономическим обоснованием ведения торговой деятельности через три независимо действующие организации. Обратите внимание — бизнесмен смог устоять в мотивационной части своих действий.

Таким образом мы подходим к основным правилам этой затейливой игры разумов.

Разъяснение правил

Сближенье ваше сумраком объято. Сквозь толщу туч не кажет солнце глаз. Пойдем обсудим сообща утраты. И обвиним иль оправдаем вас.

Вот несколько важных контрольных точек, которые смогут сохранить целостность бизнес процесса и отразить попытки подменить их своими определениями.

  • Деловая цель должна иметь экономический характер. Критерием налоговой правильности бизнес решения будет его направленность либо на увеличение доходов, либо на уменьшение расходов. И это должно быть зафиксировано, например, бизнес-планами или служебными записками соответствующего подразделения или специалиста. Также, вы должны быть готовы дать разумные пояснения в адрес налоговой относительно спорного решения.
  • Деловая цель должна быть подтверждена. Это может быть как документальное подтверждение (внутреннее решение; сторонняя экспертиза о том или ином способе развития бизнеса), так и словесное (показания должностных лиц организаций на допросе в налоговом органе)

Достижение деловой цели не является обязательным. В данном случае важно подтверждение намерения получить экономический эффект. Однако, если результата все-таки удалось достичь, его демонстрация дополнительно усилит вашу позицию по поводу подтверждения деловой цели. Это важно лишь как дополнительный аргумент в аналогичном споре в перспективе, но зафиксировать данный факт не помешает.

Какой вывод из вышесказанного можно сделать: в действиях сотрудников ФНС зачастую присутствует банальный человеческий фактор. И поэтому их действия необходимо оценивать на предмет соответствия действующему налоговому законодательству и актуальной судебной практике. Нередко случается, что мнение сотрудника обусловлено давлением руководства и погоней за выполнением плана, что способствует нервозным попыткам «нахватать побольше, авось что-то устоит».

Для противостояния этому необходимо отстаивать четкую, непротиворечивую и обоснованную деловую цель в принятии бизнес решения. Это не позволяет относиться халатно к бизнес процессу в целом. Вы обязаны каждый свой шаг подкреплять нужной бумагой. Но таковы реалии современных тенденций и практик.

И здесь хочется вновь процитировать Шекспира: «И не было судьбы грустней на свете, чем выпала Ромео и Джульетте Отечественному предпринимателю»

Автор: Алина Немо

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»