Press "Enter" to skip to content

Банки могут обязать возвращать переведенные мошенникам деньги

В России могут обязать банки возвращать клиентам деньги, которые они перевели мошенникам, если подозрительный счет содержался в базе данных ЦБ. Помимо этого, обсуждается вопрос о дополнительном контроле за переводами свыше десяти тысяч рублей. Как могут выглядеть меры для борьбы с банковским мошенничеством в ближайшем будущем?

Кому возврат?

СМИ про новую инициативу ЦБ сообщил глава департамента информационной безопасности регулятора Вадим Уваров. Поправка также пересекается с законопроектом об информационном обмене с МВД, который Дума уже приняла в первом чтении.

Последняя редакция законопроекта предусматривает, что банки, исполнившие перевод на мошеннический счет, должны будут вернуть клиенту всю сумму в течение 30 дней с момента получения от него заявления. По трансграничным переводам предполагается срок — в течение 60 дней

Вадим Уваров

Законопроект об информационном обмене подразумевает подключение МВД к автоматизированной системе ФинЦЕРТ, куда поступает информация о переводах или попытках перевода денег мошенникам. Таким образом силовики смогут практически в онлайн-режиме получать информацию о мошеннических операциях при соблюдении всех норм о банковской тайне.

Базу ФинЦЕРТ, в свою очередь, дополнят сведениями от МВД о совершенных противоправных действиях, что поможет банкам предотвращать мошеннические переводы.

Что такое ФинЦЕРТ 

Это Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере, специальное структурное подразделение Банка России (от CERT — computer emergency response team, группа реагирования на компьютерные инциденты).

На базе ФинЦЕРТ создана система информационного обмена между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, системными интеграторами, разработчиками антивирусного программного обеспечения и другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности.

Участники информационного обмена сообщают о выявленных ими угрозах и совершенных на них атаках, ФинЦЕРТ дает рекомендации по противодействию этим рискам. Это помогает оперативно реагировать на возникающие угрозы в финансовой сфере, не допускать их распространения, минимизировать потери финансовых организаций и их клиентов.

Другие инициативы

Центробанку также предложили замораживать переводы на сумму свыше десяти тысяч рублей на промежуточных счетах, пока пользователь не пройдет дополнительную проверку. Идею обсуждали на последнем заседании экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при ЦБ, пишут «Известия»:

Одно из предложений — введение промежуточных или динамических эскроу-счетов при переводах на сумму свыше 10 тыс. рублей, где эти средства бы блокировались. Для «разморозки» отправленного перевода или при получении кредитов (а они иногда оформляются без согласия клиента), нужно ввести дополнительную идентификацию пользователя или фиксированный ПИН-код. Сейчас при переводе денег через интернет-банк или приложение, как правило, требуется ввести разовый код. Однако при обработке жертвы методами социальной инженерии именно его выпытывают злоумышленники.

В пресс-службе ЦБ подчеркнули: при использовании методов социальной инженерии пострадавший не сразу осознает, что его обманули. Поэтому регулятор подготовил законопроект, который предусматривает введение двухдневного «периода охлаждения», в течение которого отправитель может отменить перевод средств. Уже установлены требования к идентификации, в том числе пин-коды и СМС-пароли.

Если введение промежуточных счетов для блокировки переводов от десяти тысяч вызвало дискуссию, то другую инициативу поддержало большинство экспертов, опрошенных «Известиями». Речь о предложении дать возможность гражданам оформлять заявление в полицию о мошенничестве при посредничестве кол-центров банков. Вместе с данными обращения они могли бы автоматически передавать сведения об оспариваемой операции, а также являться стороной разбирательства.

Сейчас все необходимые сведения и документы от банков и операторов связи могут доходить до следствия только через месяц после заявления о мошенничестве. За это время аферисты успевают перевести деньги по цепочке так, что их уже невозможно вернуть.

Наши партнеры
© 2019–2020 ООО «Триумф Инфо»